20.05.2019
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКА» СЕЛА КАМЕНОЛОМНЯСАКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Подготовил:
Педагог-психолог:
Перстенюк Татьяна Сергеевна
с. Каменоломня
2018 г.
Проблемаразвития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в«Федеральном государственном стандартедошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершениядошкольного образования«У ребенкаразвита мелкая моторика».
В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет наразвитие: «если движенияпальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей».
Поэтому очень важно уже с самого раннеговозраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что оно является условием и речевогоразвития.Мелкая моторикавлияет и на навыки письма, которое требует как работы всей руки, так имелких мышц кисти. Нужно отметить, что главной задачей вдошкольномучреждении является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, чтонепосредственно связано с развитием мелкой моторики.
Развитие мелкой моторикиребенка - тонких движений кистей ипальцев рук в психологии, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей психическогоразвития ребенка. Условномоторикуразделяют на крупную имелкую. «Мелкая моторика– это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупнаямоторика– это способность выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения».
Мелкая моторика, как и крупнаямоторика, связана с движением. Однако в отличие от крупноймоторики,мелкая моторикауделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук ипальцев. К областимелкой моторикиотносится большое разнообразиедвижений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до оченьмелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика развиваетсяестественным образом, начиная смладенческого возраста на базе общей моторики. По мере роста ребенка его движения совершенствуются и становятся более разнообразными. У него вырабатываются определенные навыки и умения.
Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы обихода, способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Следует отметить, что именно в этомвозрастеодна из рук начинает доминировать и выполнять преимущественно главные действия в разных видах деятельности. Это дает основание причислить ребенка к право- или леворуким,«правшам»или«левшам».
Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка. В этот период повышается роль слова в процессе двигательного обучения. Поэтому, для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. Сочетание словесной инструкции и наглядного примера дает наиболее эффективный результат.
Начиная с раннего детства, по мере роста ребенкаразвивается его головной мозг. По достижении 5-летнеговозраста, детский головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Чем болееразвитакора головного мозга, тем совершеннее мышление и речь человека. По своему расположению в головном мозге, речевая область находится рядом с двигательной, собственно, она является ее частью. Именно поэтому можно утверждать, что мышление, речевые и двигательные способности организма взаимосвязаны между собой.
Систематические упражнения по тренировке движенийпальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются«мощнымсредством»повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровеньразвития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточноразвиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущностимелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Дляразвития мелкой моторикихорошо использоватьпальчиковые игры.Пальчиковые игры– это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая егоразвитие.Пальчиковые игрыувлекательны и способствуют не толькоразвитию речи,мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходепальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируютмоторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры– это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощипальцев. Опальчиковыхиграх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом иразвивающем материале.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.Пальчиковые игры– хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму,развить координацию.
Пальчиковые игрыявляются важной частью работы не только педагогов, но и родителей поразвитию мелкой моторики дошкольников. Кроме этого, ребенок получает различные сенсорныевпечатления: идетразвитие внимательности, способностисосредотачиваться. Все это способствует развитиюречи и подготавливает руки к письму.
Пальчиковые игрыпредполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвестипальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их.Пальчиковаяигра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
Методические рекомендации к проведениюпальчиковых игр:
1. Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацияпальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений малышу разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, всепальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания говорить спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывать помощь.
9. Каждое занятие должно длиться несколько минут и повторяться в течение дня 2-3 раза.
10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее понравившиесяигры можете оставить, и возвращаться к ним по желанию ребенка.
11. Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу(к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания удетей ограничен, и невыполнимая задача может«отбить»интерес к игре.
12. Никогда не принуждать ребенка к выполнению задания. Попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их(например, изменив задание).
Использованиепальчиковыхигр предполагает тренировку трех типовсоставляющих: сжатия, растяжения, расслабления. Продолжительностьпальчикового игротренинга в младшейгруппе составляет 10 минут. Вначалеигрынеобходимо выполнять движения вместе с ребенком. В процессе проведенияпальчиковыхигр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия с использованиемпальчиковыхигр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми.
Развитие мелкой моторикиво многом зависит от взрослых, поэтому взрослые должны уделять должное внимание этому вопросу.
Так как игра является ведущей деятельностью вдошкольном возрасте, именнопальчиковые игрыявляются эффективнымсредством для развития мелкой моторики.
Использованиепальчиковых игр на развитие мелкой моторикив воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость и исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.