15.09.2020
Пока кроха совсем
маленький, его мир ограничен мамой и папой, жизненное пространство помещается в
квартире или на площадке рядом с домом. Но время идет, и вот рано или поздно
наступает момент, когда границы привычного мира расширяются – ребенок приходит в
ясли, детский сад или школу. Вокруг появляется множество незнакомых людей,
полностью меняется обстановка, режим дня и даже жизненный ритм.
Родители обычно стараются
подготовить малыша к этому событию – учат его самостоятельно есть, одеваться,
пользоваться туалетом и т.д. И когда ребенок овладевает этими бытовыми
навыками, считается, что он уже готов к тому, чтобы пойти в детский сад.
Действительно, эти умения важны для самостоятельной жизни в саду, но куда более
важной является психологическая подготовка. Необходимо,
чтобы малыш психологически созрел к тому, чтобы выйти за рамки привычного
семейного мира, расстаться на время с родителями, установить контакты с
незнакомыми детьми и взрослыми. Ему нужно будет принимать и соблюдать
достаточно сложные и не всегда понятные для него социальные нормы и правила
поведения.
Как часто из детской
кроватки по утрам доносится жалобное причитание «Не хочу в сад!». Причин для него может быть великое множество.
Самая распространенная –
нежелание отрываться от привычной домашней обстановки. Ведь в саду все другое –
цвета, звуки, запахи… «Другое» для маленького человечка почти
всегда означает «тревожное», «пугающее». Разным детям нужен
разный срок для того, чтобы привыкнуть к новой жизни – от нескольких дней до
нескольких месяцев. Малыш должен смириться с суровой неизбежностью, но при этом
знать, что разлука не вечна, днем или вечером его обязательно заберут
домой. Ни в коем случае не обманывайте ребенка, обещая забрать его
раньше, чем это на самом деле произойдет! Лучше постепенно увеличивать срок
вашей разлуки.
Порой наиболее
чувствительные дети отказываются ходить в детский сад из-за непривычной
пищи, которой там их кормят. Постарайтесь в этом случае договориться с
воспитателем о некоем «переходном» периоде, когда ваш ребенок будет съедать в
саду небольшое количество пищи.
Иногда ребенок не
сходится характером с воспитателем. Если вы уверены, что это не временные
трудности, и во взаимоотношениях с воспитателем есть серьезные проблемы,
придется подумать о смене садика или группы – это очень важно для маленького
человечка. Чтобы предупредить подобные проблемы, постарайтесь еще до первой
встречи вашего малыша с садом обязательно познакомиться и подробно поговорить с
будущей воспитательницей.
У каждого человека свои
потребности в общении. И если вы чувствуете, что вашему ребенку тяжело
постоянно находиться в детском коллективе, обязательно давайте ему возможность
побыть наедине с самим собой или пообщаться с ним тет-а-тет.
Кстати, после
сада устают почти все дети. Как помочь им снять это напряжение?
Постарайтесь чутко
прислушиваться к сигналам, которые подает вам ваш ребенок. Ведь дети еще не
могут детально описать свои впечатления. Но если вы дома поиграете в детский
сад или попросите малыша нарисовать свою группу, воспитательницу или прогулку –
вам многое станет понятно.
Приход
ребенка в детский сад может стать для него радостным событием в его жизни, если
Вы ему вовремя поможете, приучив к режиму, самостоятельности, первым навыкам в
культуре поведения.
Приучайте ребенка к режиму.
Очень
важно оздоровить малыша. До начала посещения детского сада надо пройти осмотр
врачей – специалистов, сдать необходимые анализы. Если выявиться, что Ваш
ребенок страдает тем или иным заболеванием, в сад его можно отправить только
после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь,
чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе, постоянно проводите
массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не
кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону
детского сада. Исключите из питания ребенку протертую пищу.
Как управляться с одеждой самостоятельно?
Позаботьтесь
о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек
и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребенку трудно,
поэтому пусть учиться завязывать их дома без спешки. Шапку или шарф лучше
заменить шапкой – шлемом – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо
рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы
ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Чтобы
ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде,
удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не
только имя и фамилию ребенка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч
и т.п.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду.
Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу
и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи.
Не
делайте этого за ребенка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте
ему, напоминайте, хвалите зато, что он сам, без напоминания убирает свои вещи
на место. Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребенка стульчик для одежды.
Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а
утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили.Стремитесь, чтобы ребенок
знал названия одежды, правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается или
раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте
игровые приемы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться).
При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не
торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует
усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребенку возможность
овладевать необходимыми навыками.
Наблюдайте
за тем, как у него складываются необходимые умения и навыки.
Культурно
– гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо
вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными
предметами (полотенце, носовой платок, горшок); вытирать ноги у входа; опрятно
есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться
салфеткой.
Культура поведения.
Здороваться
и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу,
благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного
поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор
в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом,
умывальником; не выходить из – за стола, не окончив еды, после нее
говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом,
в спальне, при одевании и раздевании.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Проявлять
внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать), отзываться
на просьбу другого ребенка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих
воспитателей, няню, знать свое имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.
Спокойно
и самостоятельно играть; доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам
по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми
пользоваться игрушками.
Собираясь в детский сад.
При
знакомстве с воспитателем группы, куда поступит малыш, сообщить ему, каким
ласковым словом (именем) называют ребенка дома, рассказать о его привычках,
особенностях поведения и других подробностях домашней жизни. Следует приучать
ребенка к новой обстановке постепенно.В первый день оставить его всего на два –
три часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он
освоился и привык без большого напряжения и срывов.
Необходимо
и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в
саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают
ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это
дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.
Если у
ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычка к укачиванию,
сосанию пустышки во время игры и т.д., то отучать от нее надо постепенно,
сначала дома, а потом уже в саду, договорившись с персоналом.
Малыш
может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми
он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к
детскому саду, и скоро малыш с удовольствием будет посещать детский сад, ждать
встречи с новыми друзьями, игрушками.
Приготовьте «приданое» для ребенка.
Чтобы
ребенок комфортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома
в детский сад игрушку, которой «покажет», где его кроватка, стол, какие игрушки
в группе, познакомит с детьми.
Памятка для родителей
«Пора
в детский сад!»
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему
вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите его туда, чтобы он
представлял, что это такое.
2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том,
как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Расскажите родным и знакомым в
присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский
сад.
3. Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в
садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных
игрушек.
4. Расскажите ему, что взрослые "тети", с которыми он там
встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки,
рассказывать сказки и всегда во всем помогут.
5. Скажите, что теперь утром вся семья будет отправляться на работу: папа и
мама – на свою работу, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад,
а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
6. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите
воспитателю, а лучше оставьте ему в письменном виде: нелюбимые блюда, продукты
и лекарства, вызывающие аллергию; номера телефонов для связи с вами в
экстренных случаях.
7. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем
спокойнее и увереннее чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад.
Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как ему заранее
"обещано", - он чувствует себя увереннее.
8. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня
в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее
восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или
хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Подготовиться ко сну следует не
позднее 21 часа.
9. Полезно научить пользоваться
горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша
самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.
10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в
детском саду. Обсудите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и
как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к
воспитателю и скажи: "Я хочу пить ", и воспитатель даст тебе воды.
Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателям ".
11. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет выполнено по его первому
требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и
иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу:
"Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе
придется немного подождать".
12. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по
имени, просить, а не забирать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки
другим детям.
13. Ознакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в
присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его мнение о новых
друзьях.
14. Вводить
ребенка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое
время в детском саду, не идите сразу. А, прощаясь, обязательно скажите, что
вернетесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к
новым условиям.
15. Когда
ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою
игрушку: обычная теплая вещь, пахнущую домом, будет действовать на малыша
успокаивающе, это для него частичка дома, частица безопасности.
16. Не
забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые
пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в
саду.
17. На первых порах старайтесь уделять своему ребенку тройную дозу внимания
дома и на прогулках, напоминайте вечером ему садике, о ребятах, о
воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может
реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие
мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок
идет в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе
отвести ребенка в садик.
18. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к детскому саду,
не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте
посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в
общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
19. И, наконец, самое главное: водите ребенка в детский сад систематически,
не поддаваясь на все уговоры. Стоит только пропустить 3 дня – и адаптация
начинается для ребенка сначала. Поэтому настройте, в первую очередь себя, что
ребенок должен посещать садик регулярно, только тогда он может привыкнуть к
обстановке.