21.05.2020
Демонстрационный материал смотреть ниже в отдельном файле "Демонстрационный материал Экзотические животные"
Рекомендации по развитию речи.
Тема: «Животные жарких стран» Расширение и активизация словаря
Цель. Уточнение, расширение и активизация словаря
по теме. Учить составлять простые распространённые предложения
Загадки
Я прыгать по деревьям
Могу не хуже кошки.
И в джунглях наших древних
Мне не нужны дорожки.
Заменят мне качели зелёные лианы,
Вот только бы поспели, любимые бананы. (обезьяна)
В зеркало взглянув с зарёй
Был доволен он собой.
Устрашающе красив,
Грациозен, желтогрив,
Лапы сильны и могучи.
Рык несётся выше тучи.
Знать не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей. (лев)
Белеют бивни, точно снег.
Животное сильнее всех.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво.
И длинным носом как рукой
Поднять он может нас с тобой. (слон)
Он ходит голову задрав
Не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав,
а потому, что он… (жираф)
Не старик он, а горбат.
Не овца, а шерсти клад.
И силён он, терпелив.
По душе ему пустыни
Там живёт, где зреют дыни (верблюд)
-Молодцы! А каких ещё вы знаете животных Африки? (зебры,
бегемоты, носороги, крокодилы)
-Правильно.
А теперь поиграем в
игру «Добавь словечко»
В Африке живут:
-ловкие, хвостатые…
-большие, толстокожие…
-сильные, гривастые…
Пугливые, быстрые, полосатые…
-пятнистые, длинношеие…
-выносливые, двугорбые…
Огромные, сильные
Беседа о животных жарких стран
-А теперь закроем глазки и представим себе Африку…
Вокруг – то жёлтые пески, то серые камни. Знойное небо
дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена
тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья сочные и толстые. Здесь всегда
сумрачно и влажно. Слышится рёв хищника и визг обезьян. Это тоже Африка.
Откройте глаза.
-Разнообразна природа Африки. В вечнозелёных лесах
водятся гориллы и шимпанзе, а в водах реки Нил – крупные крокодилы. В
тропических степях – саваннах – обитают травоядные животные: антилопы, зебры,
жирафы, слоны и хищники: лев, гепард, гиена.
Африка богата полезными для человека растениями: разными
видами пальм, пробковыми и каучуковыми деревьями.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны: Австралия,
Индия, Южная Америка, где живут эти животные.
-Посмотрите (изображение слона), африканские слоны самые крупные животные. Шкура у него
морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный, упругий. Слоны его используют,
чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Поливают себя водой. Если его
приручить, он будет хорошим помощником. Слон – умное животное. Слоны живут
долго – около 60 лет, держатся группами. Слонята растут медленно. Маленький
слонёнок не может сам защититься от хищников, поэтому взрослые внимательно
следят за малышом.
-А кто знает, как называется это животное? (картинка носорога)
Правильно. У всех носорогов кожа толстая и без волос.
Крупное животное большую часть времени проводит на суше. Окрас белый или
чёрный. Они любят валяться в грязи. У них плохое зрение, но очень хороший нюх,
отыскивают пищу по запаху. У носорога есть рога или рог. Они травоядные,
кормятся травой и листвой, корнями в ночное время суток.
Как вы думаете, на какое животное похож носорог? (на бегемота)
-Да, молодцы! Но бегемот имеет коричневый окрас, много
времени проводит в воде, нет рогов, тоже травоядный. Кожа толстая и прочная.
Огромная пасть и зубы – защищают от врагов. Живут группами. Кажется
неповоротливым и неуклюжим, но это не так.
-Узнали кто это? (верблюд)
Одногорбые или двугорбые верблюды живут в жарких сыпучих
песках. У них длинная шея, короткая голова. Могут долго терпеть голод и жажду.
Горбы наполнены жиром. Семь дней они могут прожить без еды и питья. Жир
их прокормит. Питаются они сухими травами и листьями растений пустыни. Шерсть
густая, мягкая, песочного цвета. Животное выносливое. Всё время что – нибудь
жуёт, поэтому называют жвачным.
Физминутка. «Чудесное превращение»
Дилы – дилы – появились крокодилы,
Моты – моты – появились бегемоты.
Ны – ны – ны – водой брызгают слоны
Яны – яны – по веткам скачут обезьяны
-Отдохнули? Теперь в путь. На пути нам будут встречаться
препятствия.
Д/игры:
«Назови и опиши» - по картинкам
экзотических животных
«Кто у кого»
У львицы – львёнок
У слонихи - …
У тигрицы -…
У зебры -…жеребенок
У жирафы -…жирафенок, телята
У верблюдицы -…
Дидактическая игра «Определи первый и
последний звук»
Ребята, а давайте определим первый и последний звук в
названиях этих животных:
Жираф (ж –ф), слон (с –н),крокодил (к –л), зебра (зь –а),
лев (ль –ф), обезьяна (о –а)
«Составь слово»
У жирафа шея длинная – он какой? – длинношеий
У бегемота кожа толстая…
У льва густая грива…
У обезьяны длинный хвост…
У верблюда два горба…
У слона большие уши…
Игра « Это кто такой большой» (с мячом)
Взрослый бросает мяч и называет животное, ребенок ловите
мяч и называете это животное так чтобы в названии была часть –ищ
Страус-
Лев-
Слон-
Жираф-
Зебра-
Крокодил-
Носорог-
Бегемот-
Верблюд-
Молодцы!
Рисование
Тема. «По саванне Африканской ходит медленно
жираф»
Цель: Закреплять
умение рисовать контур животного простым карандашом без нажима.
Материалы (оборудование): Простой карандаш, ластик,
акварель, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги.
Ход
Послушайте, о какой стране идет речь в стихотворении?
Где - то в джунглях на лианах, где – то с южной стороны,
Обитают обезьяны, и жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы цветом радуги летят.
Вы догадались, что это за страна? (Африка)
- Да, это удивительная страна Африка, где всегда солнечно
и жарко, не бывает зимы и снега. Мы недавно путешествовали с вами по этой
стране и даже нашли ее на глобусе.
Во время путешествия мы встретили одно удивительное
животное, которое невозможно ни с кем спутать. Это самое высокое животное на
земле. Кто это?
Дети: жираф.
Взрослый:
Жираф – это травоядное животное или хищное? Чем питается?
Дети: травоядное, питается листьями деревьев.
Взрослый:
Как вы думаете, зачем жирафу такая пятнистая окраска?
Дети: среди деревьев пятнистая шкура жирафа становится
незаметна для хищников.
Взрослый:
А зачем жирафу такая длинная шея?
Дети: длинная шея помогает жирафу дотягиваться до самых
высоких деревьев, с которых он срывает листья.
Взрослый:
Высокий рост и хорошее зрение помогают жирафу издалека
заметить опасность.
А помогают ли жирафу длинные тонкие ноги?
Дети: да, он легко убегает от хищников.
Взрослый:
-Открою вам маленький секрет: жираф имеет еще самый
длинный язык из всех млекопитающих (50 см), он даже может чистить уши своим
языком.
-А когда у мамы жирафы появляется на свет детеныш, каждый
взрослый жираф нежно приветствует его прикосновением носа.
- В начале рисования мы всегда выбираем правильное
положение листа. Как вы думаете, ребята, как правильно лучше положить лист –
вертикально или горизонтально? А почему?
Жираф бывает ростом до 6 метров и половина этой высоты
приходится на длинную шею.
Поэтапное рисование
Сначала нарисуем жирафа схематично, нарисуем основные части
тела.
-Какая самая большая часть тела у Жирафа? Какой формы?
Дети: туловище, овальной формы.
Взрослый:
-Рисовать начинаем с туловища. В середине листа
рисуем овальное туловище. Левый край туловища немого поднимем вверх, так как
передние ноги у жирафа длиннее, чем задние.
-Рисуем изогнутую линию вверх – обозначим шею.
-Дальше рисуем голову – небольшой овал, овал спереди
немного уже, так как у жирафа вытянутая мордочка.
-Схематично изображаем ноги. Ведем 2 прямых линии вниз –
это передние ноги, задние ноги сгибаются в коленях.
-На конце туловища – хвост с кисточкой.
-Так мы схематично изобразили жирафа. А теперь дорисуем
детали.
-На голове нарисуем глаза, нос, короткие рожки, уши. Не
рисуйте уши и рожки на носу, а то жираф обидится.
-Шея немного изогнута, она плавно переходит в грудь.
-Дорисуем ноги, не забудьте, что на ногах копыта. И
дорисуем хвост.
-Какого цвета шерсть у жирафа?
Дети: желтая, с коричневыми пятнышками.
Взрослый:
-Сначала вы нарисуете жирафа простым карандашом, а потом
раскрашиваете его красками. Голову, туловище, ноги раскрасите
желтым цветом.
-А когда краска высохнет, нарисуете коричневой краской
пятнышки, рожки, копыта и глаза.
Пока краска подсыхает, что вы можете нарисовать жирафу?
Дети: пальмы, траву, солнце.
Взрослый:
Нарисуйте жирафу все, что его окружает: траву,
солнце, деревья, цветы, бабочек, облака.
Прежде, чем рисовать, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Африка»
Я по Африке гулял «ходим по
столу указ. и ср. пальцами обеих рук»
И зверей там повидал.
Длинношеего жирафа «пальцы рук складываются
в кулаки, большие пальцы выставляем вверх»
Высотою аж в 3 шкафа,
Черепаху, тигра, льва, «
попеременно соединяем пальцы на обеих руках»
Обезьяну и слона.
Мы с жирафом поиграли, «складываем из пальцев
жирафа, поднимаем руки вверх»
Все бананы доставали.
- А чтобы у вас все получилось, давайте произнесем
волшебное заклинание. Берите в руки карандаш и повторяйте со мной:
Карандаш в руки возьмем,
Рисование начнем!
Пусть сегодня в этот час
Все получится у нас!
Краш, баш, барабаш-
У вас волшебный карандаш!
-Ну вот, теперь все ваши карандаши стали волшебными, а
это значит, все у вас получится. Приступайте к рисованию.
Взрослый:
Ну, вот у вас и получились настоящие жирафы.
Пятнышки можно нарисовать кончиком кисти. Узор из
пятнышек у каждого жирафа свой, неповторимый. Невозможно найти двух
одинаковых жирафов!
-Что вам понравилось сегодня?
-Как вы рисовали жирафа?
-Чем вы рисовали?
Рекомендации по Формированию элементарных математических
представлений
Дидактическая
игра «Отсчитай-ка».
Взрослый предлагает детям выполнить задания:
– отсчитайте на верхней полоске карточки на
один треугольник ( или можно заменить игрушками с киндера и т.п.) больше, чем
число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько
треугольников?
– отсчитайте на нижней полоске карточки на один
квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)
Затем взрослый уточняет: «Какими числами можно обозначить
это количество треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или
девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше
числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять
эти числа?»
Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои
действия.
Дидактическая игра «Найди соседей».
Взрослый объясняет детям правила игры: «У каждого числа
есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число
три, оно на один больше, а младший сосед – число один, оно на один меньше. (По
мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые
карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки».
Игровое упражнение «Определи правильно».
Дети встают полукругом. Взрослый задает вопрос и бросает
мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание
детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем
участке или рябина?» и т. д. Можно поиграть всей семьёй.
Рекомендации по проведению подвижных игр
П/ игра
«Совушка».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре. Ход игры
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают
птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками,
как крыльями.
"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на
площадке место).
Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка
вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на
месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой
дом, и сама снова выбегает на площадку.
Когда вожатый скажет "День",
"совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой,
начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
П/игра «Свободное место». Цель: Развивать ловкость, быстроту; умение не
сталкиваться.
Играющие сидят на полу по кругу, скрестив ноги. Взрослый
вызывает двух рядом сидящих детей. Они встают, становятся за кругом
спинами друг к другу. По сигналу «раз, два, три — беги» бегут в разные стороны,
добегают до своего места и садятся. Играющие отмечают, кто первым занял
свободное место. Воспитатель вызывает двух других детей. Игра продолжается.
Указания. Можно вызвать для бега и детей,
сидящих в разных местах круга.
П/игра Башкирская народная игра «Липкие
пеньки». Цель: развивать ловкость и быстроту
движения.
Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно
дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают
по площадке, стараясь не подходить к ним близко. «Пенечки» должны постараться
коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками».
Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.
Рекомендации. Чтение художественной
литературы. Б. Житкова «Про обезьянку», сказка
Р.Киплинга «Слоненок», Н.И. Сладков «Разноцветная земля. Пустыня», Чтение
загадок «Животные жарких стран».
Лепка
Тема: «Зоопарк для кукол»
Цель. Ср.
гр. Продолжать формировать умения лепить диких животных
Ст.гр.
Отрабатывать обобщённые способы создания изображения животных в лепке.
Материал (оборудование): пластилин, доска для лепки,
стеки, салфетка Лепка животного по образцу
Ход
Организационный момент
Беседа
Ребята, где можно увидеть экзотических животных?
Дети: - В зоопарке!
-Ребята, в у нас дома есть куклы, которые ни разу не были
в зоопарке. Может у вас есть идея, как помочь им побывать в зоопарке?
(взрослый выслушивает разнообразные ответы детей).
Подытоживает или подводит детей к тому, что нужно сделать зоопарк: слепить
разных животных, придумать ему название, а потом всем вместе посмотреть что
получилось.
Взрослый уточняет знания детей о том, какие животные живут
в зоопарке.
-Прежде чем лепить, давайте вспомним, какие части тела
есть у животных? (голова - уши, глаза, нос, рот: туловище – лапы, когти, хвост)
-Теперь перечислим приемы лепки из пластилина. Что для
начала нужно сделать? (ответы детей). Взрослый акцентирует внимание детей:
-когда присоединяете разные части тела, обязательно
нужно их тщательно примазать друг к другу, чтобы они не отвалились.
После того как вы слепите свое животное нужно будет еще
раскатать колбаску для клетки зоопарка, потом мы все вместе его соберем. Сейчас
немного отдохнем:
Пальчиковая гимнастика «Взяли в руки
пластилин»
Дети берут воображаемый пластилин и дальше выполняются
движения по тексту вместе с педагогом.
Пластилин мы разминаем
Разминают воображаемый
Разминаем, разминаем.
пластилин
По ладошке покатаем,
Покатаем, покатаем…
Соединить
указательный и
Старались, лепили…
большой палец в колечки- Шарик маленький слепили
шарики.
Самостоятельная работа детей.
Обучение спортивным играм и упражнениям.
«Гол в ворота». С помощью нескольких кубиков обозначаются
ворота. На исходную линию (расстояние от ворот 5 м) по очереди выходят игроки и
стараются точным движением ноги (правой или левой) забить мяч в ворота.
«Футболист». Цель: отработать удары ногой по
неподвижному мячу правой, левой ногой с одного, двух, трёх шагов, с разбега.
Игровые правила: сделать точный удар по неподвижному мячу.
Варианты:
Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или
перед играющим) кладется мяч. По сигналу взрослого ребенок закрывает глаза,
делает поворот, идет к мячу и старается ударить по нему ногой.
С места (с разбега) по неподвижному мячу и попасть в
предмет.