01.05.2020
Тема периода: «Домашние птицы»
Демонстрационный материал смотреть ниже в отдельном файле
Родителям рекомендуется рассказать ребенку:
·
понятие “домашние птицы”;
·
как называется помещение, где живут домашние
птицы;
·
чем эти птицы питаются;
·
названия частей тела, чем оно покрыто
(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
·
о пользе домашних птиц для человека;
·
для чего люди разводят домашних птиц.
·
Расширение словарного запаса детей:
Названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок,
индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок,
лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок,
бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо,
курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий,
ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние,
водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая,
длинный, острый;
Действия: клевать, пить, летать, плавать, кричать,
чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать,
ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать,
шипеть, налетать, пищать, заботиться.
«Какую пользу приносят домашние птицы?»
Расскажите, почему птиц называют домашними, и какую
пользу они приносят человеку.
«Кто как голос подает?»
Расскажите и дайте послушать ребенку, кто как голос
подает:
“Петух – “ку-ка-ре-ку” - кукарекает.
Курица –“ко-ко-ко” - кудахчет.
Гусь – “га-га-га” - гогочет.
Индюк – “бл-бл-бл” - болобочет.
Утка – “кря-кря-кря” - крякает.
Вопросы:
- Скажи, кто кудахчет? Кто крякает? Кто гогочет? Кто
кукарекает? Кто болобочет?
- Продолжи: “Утка - ... (крякает)”, “Гусь - ...”, “Петух
- ...”, “Индюк - ...”, “Курица - ...” и т.д.
«Птенцы»
Расскажите ребенку, как называются птенцы у домашних
птиц: у утки – утята (утёнок), у курицы – цыплята (цыпленок) и т.д.
- Покажи, где утенок? Где цыпленок? Где гусенок? Где
индюшонок?
- Назови сам детенышей домашних птиц. Например, у утки –
утенок (утята), у гусыни – гусенок (гусята) и т.д.
«Родители птенцов»
Расскажите, как называют “родителей” птенцов: у цыпленка
мама – курица, папа – петух; у гусенка мама – гусыня, папа – гусь; у индюшонка
мама – индюшка, папа – индюк.
- Покажи гусыню, селезня, петуха, курицу.
- Назови “родителей” всех птенцов:
у гусенка мама - ... (гусыня), папа - ...
у утенка мама - ..., папа- ...
у цыпленка мама - ..., папа - ...
у индюшонка мама - ..., папа - ...
«Части тела домашних птиц»
Покажите ребенку домашних птиц и опишите их.
Например:
“Вот петух. У него есть голова, клюв, шея, туловище,
крылья, ноги. Тело покрыто перьями. На голове красный гребешок и бородка. На
ногах – острые шпоры...”
“Вот гусь. У него две лапы. На лапках – перепонки между
пальцами, чтобы плавать. Клюв у гуся широкий и овальный, как совочек, тело
покрыто перьями...”
- Покажи, где у курицы крылья, хвост, лапы, клюв и т.д.
Такая работа проводится с изображениями всех птиц.
- Назови части тела, которые есть у гуся, петуха и у
остальных птиц.
«Правда или нет?».
Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно и исправь меня.
Например:
“У утки на голове есть красивый красный гребешок”.
“У петуха три лапы”.
“У курицы на ногах перепонки”.
“Гусь не умеет плавать”.
“Петух – это водоплавающая птица”.
И т. д.
«Чем
птицы отличаются от животных?». Рассмотреть
картинку.
«Кто плавает по воде? Кто ходит по земле?»
- По воде плавают утки, селезни, гуси, гусыни. Это
водоплавающие птицы. У них на лапах есть перепонки.
- Курица ходит по земле, она не умеет плавать.
- Петух ходит по земле, он не умеет плавать.
- Индюк ходит по земле, он не умеет плавать.
«Чьи перья?»
У утки - утиное.
У индюка – индюшиное.
У петуха – петушиное.
«Отгадай загадку».
- Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это?
(Утка)
- Плавает, шипит, гогочет. У нее есть гусята. Кто это?
(Гусыня).
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...
(Индюк)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Беленькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петушок)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыплёнок)
Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - ...
(Гусь)
«Придумай загадку сам».
Придумай загадку сам по плану:
Как выглядит эта птица? (опиши её)
Что она умеет делать?
Как называется ее детёныш?
Кто это?
«Посчитай птиц».
Пример:
Один индюк, два индюка...
Один петух…, одна курица…, один цыпленок...
«Найти звук Ч в скороговорке». Четко проговаривать. Выучить на выбор:
У зайчика значок,
На значке – кабачок.
Ученик задачей очень озадачен.
Танечка чётко
Отбивает чечётку.
Ни у кого так чечётка
Не звучит так чётко.
В тумбочке Ани чего только нет:
Пачка печенья, куча конфет,
Юбочка, маечка, мячик, очки,
Кофточки, ниточки, пуговички.
Часами на качелях
Качается Иван.
Быть лётчиком мечтает
Этот мальчуган.
Почему вы, хомячки,
Пухлые, как кабачки?
Отвечают хомячки
Пухлые, как кабачки:
- Не в почёте хомячок,
Если худ его бочок.
Тучки очень скучные,
Потому что тучные.
Когда плачут тучи,
Тучам чуть-чуть лучше.
Аппликация
Тема: «Цыплята»
Цель. Ср.гр.
Закрепить технику вырезания округлых форм из четырёхугольников разной величины.
Ст.гр. Учить создавать изображение цыпленка из
геометрических форм, дополнять общую композицию отдельными элементами.
Материал (оборудование). Игрушка-курочка, клей, ножницы,
цветная бумага квадраты большой и мал. Желтого цвета, черного и полоски
красного цвета.
Ход
Беседа.
-Посмотрите на картинку кого вы видите?
-Какого цвета детки у курочки-мамы?
-Опишите цыплят.
-Назовите части тела цыпленка.
-Какой формы голова, туловище, клюв и лапы?
Объясните последовательность выполнения работы.
1.Начинаем с крупных деталей, берем заготовку желтого
цвета, складываем по линии сгиба в несколько раз и вырезаем по контуру большой
круг (туловище).
2.Берем заготовку желтого цвета маленького размера, также
складываем по линии сгиба и вырезаем по контуру круг – это голова.
3.Берем полоску красного цвета, складываем несколько раз
и вырезаем треугольники: клюв, хвост, лапы.
4.Из черной полоски сложенную в несколько раз вырезаем
глаза.
Детали готовы, приступаем к наклеиванию, начинаем с
крупных деталей. (Показ).
Пальчиковая гимнастика «Цыпа-цыпа».
Я посыплю,
Ты поклюй!
Клю-клю-клю.
Вспоминаем правила техники безопасности при работе с
ножницами и клеем.
1.Работать только за своим столом.
2.Нельзя держать ножницы концами вверх.
3. Нельзя резать ножницами стоя или на ходу.
4.Нельзя подходить к детям во время работы с ножницами.
5.Класть ножницы нужно так, чтобы они не лежали на краю
стола и были закрыты.
Самостоятельно выполняют аппликацию.
Рисование
Тема: «Петушок»
Цель. Ср.гр.
Учить детей рисовать петушка акварельными красками, красиво сочетая формы
и цвета.
Ст.гр. Учить детей создавать выразительный образ петушка
акварельными красками.
Материал (оборудование). изображение петуха, листы
альбомной бумаги, краски, кисти, емкости с водой, салфетки бумажные и
матерчатые, фломастеры (карандаши).
Ход
Рассказ взрослого. Все вы знаете, что петух домашняя
птица. Но не всегда петух был домашним. Родственники тех петухов, которых мы с
вами привыкли видеть, обитали в Индии и Китае, жили в джунглях, с легкостью
взлетали на деревья, где любили отдыхать и ночевать. Гнезда эти птицы строили
на земле. А защищая свою территорию от других птиц они очень громко пели,
распугивая нарушителей. Эта привычка передалась и домашним петухам. До сих пор
жители деревни умеют определять время по крику петуха. Первое «ку-ка-ре-ку»
звучит в первом часу ночи. Это «первые петухи». Второй раз петух подает голос
примерно через час. И в четыре часа утра по всей деревне слышны «третьи
петухи», оповещающие жителей о том, что скоро наступит рассвет.
-Родственниками петуха являются курица и цыплята.
Рассматривание изображения петуха, курицы и
цыпленка.
-Давайте посмотрим, чем отличается петух от курицы?
(ответы детей)
-Они крупнее, у них больше хохолок на голове, а на ногах
у петуха есть «шпоры».
-Ребята, а как вы думаете, что такое «шпоры» у петуха и
для чего они необходимы(предположения детей)
«Шпора» - это острый ноготь, находится он на ноге и
служит для нападения и защиты. Оперение у петуха ярче. Особенно ярким у петуха
бывает хвост, порой сияющий, как радуга.
Давайте послушаем стихотворение.
Шагает, как Наполеон,
Красавец мой петух.
Мне зренье услаждает он
И услаждает слух:
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Поднимайся сол-ныш-ко!
Он любит бой. Он любит власть.
Он грозен, как орел.
И что герою лисья пасть
И кухонный котел!
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Вот вам, куры, зер-ныш-ко!
Беседа о характере петушка.
- Какой характер у петушка в этом стихотворение? (Он
храбрый, отважный, смелый, защитник курочек цыплят)
-Всем нам с детства знаком по сказкам, стихам и песням
образ храброго, отважного петушка. Своим звонким голосом он обращает в бегство
отрицательных сказочных персонажей. В каких книгах встречается петушок,
назовите сказки, рассказы. (ответы детей)
- С давних времен среди людей существовало поверье, что крик
петуха отгоняет от человека и его дома темные силы. И чтобы задобрить петушка люди рисовали его на
мебели, на посуде, вышивали на скатертях на полотенцах, делали петушков из
глины и из дерева.
-Мы сегодня с вами тоже нарисуем петушка. Но для начала
поиграем в интересную игру.
Игра «Боевые петухи»
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если перышек лишится,
Нечем будет петушиться.
Выбираются два петуха по желанию. Зайдя в круг, игроки
становятся на одну ногу и кладут руки за спину; по сигналу участники поединка
начинают прыгать на одной ноге, стараясь плечом или туловищем вытолкнуть
соперника из круга.
Практическая часть, рисование петушка.
Этап 1.Посередине листа бумаги рисуем овальное туловище.
Этап 2.Сверху туловища рисуем округлую голову.
Этап 3.Тонкие ножки рисуем фломастером.
Этап 4.Сзади туловища рисуем нарядный хвост.
Этап 5. Дорисовываем гребешок, бородку, крылья.
Этап 6. Дополняем картинку по своему желанию.
По окончанию работы детям необходимо закрыть краски,
вымыть руки, оставить на столах рисунки для просушивания.
Итог.
-Пусть наши петушки оберегают нас от невзгод. Вы все
сегодня молодцы, многое рассказали. Много узнали.
Рекомендации по развитию речи
Пересказ сказки «Петух да собака».
Цель. Учить
пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая
диалог действующих лиц
Программное содержание. Ст. гр. Учить подбирать
прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные
и вопросительные предложения. Развивать умение связно, последовательно
пересказывать небольшие сказки. Воспитывать любовь к устному народному
творчеству, желание участвовать в пересказе.
Материал (оборудование):, иллюстрации лисы, собаки,
петуха.
Ход:
Взрослый загадывает загадку:
«В будке живёт,
Кости грызёт,
Лает и кусается –
Как называется?» (Собака.)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке,
кости грызёт, лает, кусается).
- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие,
маленькие.)
- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить,
кусаться, ласкаться.)
Загадывает другую загадку:
«Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!» (Лиса.)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая,
любит петушье мясо).
- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая,
пушистая, хитрая, ловкая…).
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит?
(Тихо, неслышно.)
- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает.)
Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)
Физминутка: "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие
движения:
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали».
Взрослый читает сказку «Петух да собака».
«Петух
да собака»
Сказки Ушинского Константина Дмитриевича
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности.
Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили.
Вот собака и говорит петуху:
— Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.
— Уйдем, — говорит петух, — хуже не будет.
Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день;
стало смеркаться — пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали
большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и — заснули.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал:
«Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться.
Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
— Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала:
и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий!
Слети ко мне, красавчик.
— А за каким делом? — спрашивает петух.
— Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя
много горошку припасено.
— Хорошо, — говорит петух, — только мне одному идти никак
нельзя: со мной товарищ.
«Вот какое счастье привалило! — подумала лиса. — Вместо одного
петуха будет два».
— Где же твой товарищ? — спрашивает она. — Я и его в гости
позову.
— Там, в дупле ночует, — отвечает петух.
Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду — цап!.. Поймала
и разорвала лису.
Вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в
лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).
2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук,
собака залезла в дупло).
3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и
петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).
4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему
говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то
какой звонкий).
5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у
него товарищ, он ночует в дупле).
6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась
в дупло, а собака её поймала и разорвала).
7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она
хотела съесть петуха).
Взрослый предлагает ребенку пересказать сказку по
иллюстрациям.
«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если
разбить текст на части, его можно пересказать вдвоём, - поясняет взрослый. –
Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А
потом? (Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха.)
Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её)».
Начиная пересказ, взрослый называет сказку: «Русская
народная сказка «Петух да собака».
Рекомендации по формированию элементарных
математических представлений
Тема: Совершенствовать навыки счета в
пределах 10 и упражнять в счете по образцу. Учить сравнивать два предмета по
длине с помощью третьего предмета
Цель: Совершенствовать
навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Взрослый показывает ребенку куклу с одной косичкой,
предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Взрослый поясняет, что
одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.
«Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же
длины?»– спрашивает Взрослый.
Дети высказывают свои предложения. Взрослый подводит их к
необходимости использования условной меры. Ребенок вместе с взрослым
рассматривает адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем
проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного
сравнения.
При помощи картонной полоски Взрослый вместе с ребенком
отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и
завязывает кукле бантики.
Игровое упражнение «Салфетки для кукол».
Взрослый обращает внимание ребенка на салфетку
прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подружке по салфетке
одинаковой величины.
«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились
две салфетки?»—спрашивает воспитатель. Ребенок обсуждает способы деления
прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны Ребенок
разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяет равенство полученных
салфеток.
Взрослый уточняет: «Сколько частей получилось? Как
можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше:
целое или часть? Что меньше: часть или целое?»