20.05.2019
Информационная карта проекта
Название экологического проекта «Волшебный мир морей и океанов»
Автор проекта: Денишаева Карина Геннадиевна.
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы «Ягодки №3», родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-7 лет
Актуальность проекта.
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемой не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми выявлено, что у многих слабый уровень в познаниях о водном мире нашей планеты: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы проекта обусловлен пониманием ее педагогом, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов. С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан проект «Волшебный мир морей и океанов». В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. Участие детей в проектепозволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей,
Гипотеза проекта
В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая, среда. В общении с окружающим миром ребенок выстраивает свои личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того, насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.
Цель проекта: активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин; закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать экологическое сознание, бережное отношение к природе; обеспечить благоприятные условия для экологического развития у детей
Задачи проекта:
Образовательные:
• расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
• формировать экологическую грамотность через ознакомление с обитателями морей и океанов,
• активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин,
• закрепить знания о разнообразии подводного мира,
• обогащать речь детей,
• дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды
• формировать бережное отношение к природе
Развивающие:
·развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
• развивать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
• развивать способность вслушиваться в звуки природы;
• развивать познавательный интерес, творческие способности;
Воспитательные:
•воспитывать желание охранять окружающую среду;
•воспитывать желание беречь природу, принимать участие в её охране и защите, соблюдать правила поведения на воде.
Ожидаемые результаты (продукт проекта).
• дети владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
•составляют описательный рассказ о морском обитателе.
• имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Продукт проектной деятельности:
Этапы проекта.
1.Подготовительный:
• выбор темы проекта и формы для его защиты;
• подбор материалов для реализации проекта: иллюстраций, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми; подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
• работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
• разработка конспектов образовательной деятельности;
• беседы с родителями, анкетирование;
• мониторинг детей на начальном (конечном) этапе проекта.
В начале проекта была проведена диагностика детей на выявление знаний по теме данного проекта, результат которой показал недостаточный уровень: высокий уровень 0%; средний уровень (норма) -118%; низкий уровень - 82% уровень знаний.
2.Основной (практический).
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
НОД:
«Обитатели морей и океанов»
Наблюдения:презентация « Жизнь в море», «Подводный мир».
Беседы:
«Моря бывают разные».
«Жители подводного мира».
«Эти разные рыбы».
«Наше Черное море»
«Водоёмы»
Д/и:
«Хорошо – плохо»
«О ком расскажу».
« Что нельзя делать, отдыхая на море?»
Экспериментирование:
Опыты «Чем дышат рыбы?»
«Почему форма рыб напоминает капельку?»
Речевое развитие.
НОД:
«Первая рыбка»
Д/игры:
«Четвертый лишний»
«Назови одним словом».
«Чьи детки?»
«Подбери похожее словечко» к слову рыба.
Загадки
Составление описательных рассказов о морских животных
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы:
О профессии водолаза,
«Загрязнение окружающей среды».
Сюжетно-ролевые игры:
«Пароход»
Художественно-эстетическое развитие.
НОД:
Рисование
«Морские обитатели»
«Рыбки играют, рыбки сверкают»
Лепка
« Пo замыслу. «Морские обитатели»
Физическое развитие
П/игры:
«Рыбак и рыбки»,
«Море волнуется»,
«Водяной»,
«Караси и щука»
Пальчиковая гимнастика:
«Чайка».
Физкультминутки:
«Море волнуется»,
«Краб»
Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море».
Анкетирование «Подводный мир»
3. Заключительный.
Продукт проектной деятельности:
- выставка детского творчества «Море и морские тайны»
-презентация проекта «Волшебный мир морей и океанов»
-итоговая диагностика знаний детей по теме проекта
-подведение итогов проекта, педсовет
Вывод проекта
Результаты проекта:
К окончанию проекта дети узнали:
· что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
· основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
· вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
· существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
· как животные и растения приспособились жить в воде, узнали место обитания, их строение, повадки, питание.
Умеют:
· самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
· самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
· делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы.
По окончании проекта была проведена повторная диагностика детей , где дети показали результаты приобретенных знаний, уровень освоения представлений и умений: высокий уровень 47%; средний уровень (норма) -24%; низкий уровень - 29% уровень знаний.