20.05.2019
Цель:
- развивать речь, воображение, умение работать в командепедагогов детского сада.
- закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания.
Оборудование: анкеты знакомства, листы бумаги, фломастеры, стикеры, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы.
Ход тренинга для воспитателей детского сада
1. Знакомство.
Участники тренинга садятся полукругом.
Ведущая предлагает каждому представить себя цветком, рассказать, какого он цвета, где растет, что его окружает. Каждый участник рисует цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».
Обозначение выбранного цветка:
Астра - печаль;
Василек - простота, нежность, (базилик);
Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;
Василек полевой - благодарность;
Лен - символ девичьей красоты;
Ландыш - скрытая любовь, таинственность;
Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;
Мальва - красота, холодность, педантичность;
Нарцисс - гордость, самовлюбленность;
Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;
Пион - долголетие, здоровье;
Подснежник - чистота, верность;
Роза - чувственность, любовь, здоровье;
Ромашка - любовь, мир, нежность;
Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;
Лилия - чистота, невинность, справедливость;
Ирисы - чистота, невинность, справедливость;
Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;
Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;
Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;
Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.
Язык цвета выбранного цветка:
Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;
Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;
Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.
Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;
Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;
Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.
Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;
Розовый - нежность, мечтательность, покой;
Фиолетовый - мудрость уравновешенность.
2. Психологическое упражнение «Полюбите животное»
На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.
У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следуетпроводить на занятиях с детьми.
3. Упражнение «Импровизация»
Каждая команда, получив карточку с заданием, должна передать ее содержание пантомимной импровизацией, а все участники должны отгадать ее содержание.
- Роза-недотрога.
- Дуб - великан.
- Самовлюбленный нарцисс.
- Цепляющийся репейник.
- Стройный тополь под дождем.
- Раскидистая ива, которая дрожит от ветра.
Воспитатели могут предложить подобные задания детям.
4. Упражнение «Методический пейзаж»
На ватмане нарисовано дерево без листьев, большие и маленькие цветы без лепестков.
Команды получают задание:
- Написать на стикерах и приклеить на ватман сформулированные задачи экологического воспитания в дошкольном учреждении (листья дерева);
- Формы работы по экологическому воспитанию (лепестки маленького цветка);
- Методы и приемы работы с детьми по экологии (большой цветок).
5. Упражнение «Отгадай птицу»
Это упражнение способствует развитию речи, воображения сплоченность в работе с командой. Каждый участник вытягивает карту определенного цвета, на которой написан фрагмент стихотворения о птице. Участники группируются по цвету, составляют загадку из отдельно нарезанных полосок; а другие отгадывают ее.
Врачом он леса зовется,
Часто слышат на деревьях:
«Тук - тук - тук» - это кто?
Клюв его, как долото.
(Дятел)
Певцом любви и счастья
Он в народе называется,
Все говорят: «заливается» -
В небе песня разливается.
(Соловей)
6. Упражнение «Составь экологическую сказку»
Психолог предлагает каждой команде составить экологическую сказку. Участники самостоятельно выбирают и способ исполнения. Для этого им понадобится цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы, фломастеры. После окончания работы представители команд рассказывают свою сказку участникам тренинга, после чего происходит активное обсуждение затронутой проблемы.
7. Упражнение «Песенный вернисаж»
Команды должны вспомнить и поочередно спеть песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное. Выигрывает та команда, которая спела песню последняя.
9. Подведение итог. Обмен впечатлениями
Релаксация
1.Упражнение «Поза Наполеона».
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего:
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
8. Упражнение " Источник"
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется".
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.