20.05.2019
Информационная карта проекта
Название экологического проекта «Золотая осень».
Автор проекта: Денишаева Карина Геннадиевна.
Вид проекта: информационный, коллективный
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы «Ягодки №3», родители и воспитатель.
Возраст детей: 5-6, 6-7 лет
Проект «Золотая осень!» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Актуальность проекта. Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней. Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод...Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре.
Цель проекта: расширить и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления), о многообразии и пользе осенних даров природы, о труде людей в осенний период.
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
-формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.
-учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
-систематизировать знания детей по теме «Осень».
- формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
-уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
- учить детей анализировать свою деятельность.
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности, воображения, мышления, речи в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
– развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм, любознательность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках;
-развивать связную речь;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
- воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Ожидаемые результаты (продукт проекта).
-углубляются и расширяются знания об осени, её признаках ,сезонных изменениях в природе, в животном мире в этот период, об их причинах , о дарах осени, о труде человека осенью;
-пополняется словарный запас;
-развиваются навыки общения и речь;
-стимулируются познавательные интересы и расширяется кругозор;
-развиваются художественно- творческие навыки;
-развитие поисковых и исследовательских навыков.
Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.
Продукт проектной деятельности:
– выставка поделок из природного материала на тему: «Наш родной Крым».
-открытое занятие «Жалобная книга природы»
Этапы проекта.
1.Подготовительный:
-выбор темы проекта и выбор формы для его защиты;
-подбор материалов для реализации проекта: иллюстраций, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми;
-работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
–разработка конспектов образовательной деятельности;
-беседы с родителями, анкетирование; участие в выставке творческих работ из природного материала на тему «Наш родной Крым»;
-разработка сценария открытого занятия «Жалобная книга природы»;
-мониторинг детей на начальном (конечном) этапе проекта;
-организация прогулок, экскурсий.
В начале проекта была проведена диагностика детей на выявление знаний по теме данного проекта, результат которой показал недостаточный уровень: старшая группа - высокий уровень 0%; средний уровень (норма) -17%; низкий уровень - 83%, и подготовительная группа - высокий уровень 0%; средний уровень (норма) -36%; низкий уровень - 64% уровень знаний
2.Основной (практический).
1. Чтение, пересказ, рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
2. Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
3. Разучивание песен по тематике проекта
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям:
Познавательное развитие.
НОД:
«Осень к нам пришла»
«Праздник урожая»
«Откуда хлеб пришел?»
«Путешествие в осенний лес»
«Кладовая леса»
«Осень. Сезонная одежда, обувь, головные уборы»
«Перелетные птицы»
«Зимующие птицы»
Наблюдения:
за дождем, за травой, за цветником, за каштаном, за небом, за вязом, за погодой, за росой, за ветром, за растениями на участке, за солнцем, за птицами, за осенними деревьями, за насекомыми, за небом,
Беседы:
«Природа просит защиты».
«Что нам осень принесла?».
«Время года»
«О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»
«Где найти витамины?»
«Как растения готовятся к зиме»
«Птицы осенью».
«Мы – друзья природы».
Д/и:
«Бывает — не бывает»
«Один – много»
«Покажи, о чем расскажу»
«Бывает — не бывает»
«Назови одним словом»
«Подбери признак»
«Закончи предложение»
Исследовательская деятельность - рассматривание листьев разного цвета с одного дерева; Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. «Свойства песка и глины». Песок и глина по-разному впитывают воду.
Опытно – экспериментальная деятельность: «Легкий - тяжелый», «Очищение воды», «Воздух невидим»
Экскурсии по территории ДОУ, в парк
Речевое развитие.
НОД:
«Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»
«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
«На лесной поляне»
«Осенние мотивы»
«Осень. Перелётные птицы»
Д/игры:
«С какого дерева листочек?»
«Птицы осенью»
«Подбери признак»
«Что происходит в природе?». Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Загадки
Составление рассказов об осени по картинам
Художественное слово
В. Шварц «Нудный дождь»
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Т. Белозеров «Осень, осень…»
И. Токмакова «Дождик»
Социально-коммуникативное развитие.
«Природа просит защиты».
«Что я видел по дороге в детский сад»
«Время года».
«Где найти витамины?»
«Что нам осень принесла?».
Д/игры
«Найди дерево по описанию»
«Составь картинку из палочек»
«Угадай, что где растет?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»
«Готовим ужин»
Трудовая деятельность.
Сбор листьев для гербария и поделок, их засушка.
Уборка территории от сухих листьев
Художественно-эстетическое развитие.
НОД:
Рисование
«Золотая осень»
"Придумай, чем может стать красивый осенний листок
«Зайкины щи»
«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»
«Ветка рябины»
«Деревья смотрят в озеро» (монотипия)
«Лес, точно терем расписной...»
«Грибная полянка»
«Поздняя осень»
Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».
«Волшебная птица»
Лепка
«Корзина с грибами»
«Лепка по замыслу» (Грач - перелетная птица)
Аппликация
«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
« Осенний ковер»
«Ваза с фруктами, ветками и цветами»
Утренник «Золотая осень России»
Физическое развитие
П/игры:
«Послушные листья»
«У медведя во бору»
«Солнышко и дождик»
«Собери урожай»
Эстафета «Собери листочки»
«Хитрая лиса»
«Волк во рву»
Пальчиковая гимнастика:
«Лебеди летят»
«Птичка-невеличка»
«Птички зимой».
«Дикие животные».
Физкультминутки:
«Ветер дует нам в лицо»
«Наши птички полетели»
«Лебеди»
«Две зеленые лягушки»
«Делаем зарядку»
Взаимодействие с родителями.
Участие в выставке творческих работ с детьми «Наш родной Крым»
Консультации для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»
«Одевайте детей по погоде»
«Маршрут выходного дня. Гуляйте и наблюдайте»
«Наблюдения в природе»
«Правила поведения в природе»
Анкетирование «Экологическое воспитание детей»
Папка-передвижка «2017 год-год экологии»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить важную задачу — воспитание экологически грамотного человека. С родителями были проведены консультации, беседы, анкетирование.
Проект помог повысить экологическую образованность и воспитанность родителей. Они совместно с детьми участвовали в подготовке выставок, праздников, в подготовке к открытому занятию.
3. Заключительный.
Продукт проектной деятельности:
- выставка совместных работ детей и родителей «Наш родной Крым», «Парад кормушек»
-открытое занятие «Жалобная книга природы»
-фотовыставка «Осень золотая»
-презентация проекта «Осень золотая»
-итоговая диагностика знаний детей по теме проекта
-подведение итогов проекта, педсовет
Формирования развивающей среды.
- Акция «Чудо-дерево»
-Календарь природы
Вывод проекта
Результаты проекта:
По окончании проекта была проведена повторная диагностика детей , где дети показали результаты приобретенных знаний, уровень освоения представлений и умений: старшая группа - высокий уровень 17%; средний уровень (норма) -83%; низкий уровень - 0%, и подготовительная группа - высокий уровень 45%; средний уровень (норма) -55%; низкий уровень - 0% уровень знаний.
В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников были достигнуты следующие результаты:
Повысился у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Дети умеют устанавливать причинно – следственные связи между ними.
Повысился уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.
Повысился у детей в процессе экспериментирования уровень интеллектуальных, умственных и исследовательских способностей.
Сформировались у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
Повысился уровень экологических знаний у родителей.
Повысился уровень готовности детей к школе.
Пополнились знания по теме проекта. Обогатился словарь по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Деревья», Насекомые, «Явления природы осенью», и т.д.
Развивались творческие способности.
Используемая литература
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р.. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». «Мозаика-Синтез», 2014
2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. «Мозаика-Синтез», 2014.
3. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Подготовительная группа. «Мозаика-Синтез», 2014.
4. Гербова В.В., Л.В. Губанова Н.Ф., Дыбина О.В.,ФГОС Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". «Мозаика-Синтез», 2015.
5. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». «Мозаика-Синтез», 2015.
6. Дыбина О. В., «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Подготовительная группа. «Мозаика-Синтез», 2014.
7. Дыбина О. В., «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. «Мозаика-Синтез», 2014.
8. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми». «Мозаика-Синтез», 2016.
9. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми». «Мозаика-Синтез», 2016.
10. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная группа. «Мозаика-Синтез», 2014.
11. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. «Мозаика-Синтез», 2014.
12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015
13. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек». Одобрена Коллегией Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 01.03.2017г.№1/7.
14. Соломенкова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». «Мозаика-Синтез», 2016.
15. Степанкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». «Мозаика-Синтез», 2015.
16. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет», 2015.