25.09.2019
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Задачи образования:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Познавательное развитие
- обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «экология», «очистка воды», »фильтр»;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- предупреждать утомляемость детей;
-закрепить прямой и обратный порядковый счет;
- продолжать учить участвовать в опытах самостоятельно, учить изготавливать фильтр, очищать воду в домашних условиях.
«Физическое развитие»:
-предупреждать утомляемость детей
- Речевое развитие:
-активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь
- сформировать навыки коллективного общения ;
-закрепить умение делить слова на слоги;
-упражнять в составлении предложений по картинке.
Социально-коммуникативное развитие
Задачи воспитания:
• формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Задачи развития:
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Приёмы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (беседа);
2. Наглядный (демонстрация, показ);
3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);
4. Аудиозаписи.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей
Материалы и оборудование:
- Аудио запись голоса птиц;
-ноутбук;
- книга"Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума леса, голосов птиц, картинки - подарки для берёзки
Виды детской деятельности в НОД:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Вводная часть
Звучит музыка лёгкая тихая
Воспитатель: я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.
- Дети сегодня мы с вами отправимся в мир природы. Как вы думаете, что такое природа?
ДЕТИ: Природа-это всё то, что нас окружает и не создано руками человека
Воспитатель.: А хотите отправиться в путешествие в мир природы? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно скажем:
Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
Дети оборачиваются, и видят зал, украшенный как лес.
Воспитатель.: Посмотрите, ребята, мы с вами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и полюбуемся красотой леса.
звучит сигнал SOS. ГОЛОС КНИГИ:
- Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей.
Стали чахнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи трели
Соловей нам не споет.
Воспитатель.:ребята что случилось чей это голос (ПОДХОДЯТ К КНИГЕ)
Воспитатель.: ребята что это, давайте прочтём: Жалобная книга природы
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕГРЯЗНОЙ РЕЧКИ +шум воды
Воспитатель: Мне кажется, сигнал SOS доносился оттуда, давайте посмотрим (РАЗДВИГАЕТ ШТОРЫ ТАМ ШИРМА-РЕКА)
Воспитатель.: Среди полей и лесов окружённая травами да кустарниками, текла речка чистая и прозрачная, со студёной водой
-Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Жёлтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и консервные банки и отходы. Вот и пожелтела наша заводь. Что же нам дальше делать? Как ЖИТЬ
Воспитатель. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то речных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
Дети – Помочь природе. Очистить воду
Воспитатель.: Давайте пройдём в нашу лабораторию и очистим воду. (ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ ПОД ЛЁГКУЮ МУЗЫКУ С ОБЪЯСНЕНИЕМ)
Опыт Очистка воды.
Воспитатель: Посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.
Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).
Воспитатель. Посмотрите на наших рыбок, они стали естественными и плавают в реке (в реке картинки рыбок). Давайте с ними поиграем
Физминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
ЗВУЧИТ СИГНАЛ СОС
Воспитатель: ребята кто-то ещё просит о помощи. Давайте подойдём к книге и посмотрим.
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ
ГОЛОС КНИГИ:
– Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
-Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)
Д\и «Тропинка» (от 1 до 10)
Воспитатель. Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?
– Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку. Ребята, давайте присядем, отдохнём и послушаем голоса птиц.
(ЗВУЧИТ ГОЛОСА ПТИЦ И ВДРУГ ШУМ КРИК ГОЛОСА ЛЮДЕЙ И СНОВА СИГНАЛSOS)
Воспитатель.Ребята что-то опять случилось? О чем же еще поведает нам книга жалоб?
ГОЛОС КНИГИ:
– Шум и гам в лесу стоит,
В норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают,
И в лесу спокойно жить мешают?
Воспитатель. Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес.
(ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЕСА ГРЯЗНОГО)
-Посмотрите внимательно, что с ним случилось?
Ребенок
Люди на природе отдыхали,
Веселились, загорали.
И не думая, бросали
И обертки от конфет,
И разорванный пакет,
И коробочки от сока,
От банана кожуру,
От орехов скорлупу.
(Дальний конец зала, оформлен как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки).
Воспитатель:Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей.
- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).
-Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.
(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).
Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?
Береза: Ребята, за что же люди так меня обидели? Я так старалась порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить березовым соком.
Мои березовые листочки и почки лечат от многих болезней. Мой белый ствол и кружевные листочки – радуют глаза свой красотой. А люди за это обломали мои ветки, изрезали мой ствол, а еще и подожгли его. Ох! Ох! Ох!
Воспитатель.: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье. А для нашей березки мы приготовили подарки (дети по очереди дарят подарки, объясняя их значение):
Дети: (кладут в корзинку перед березкой)
- я дарю тебе птицу – она будет тебе другом и спасет от гусениц; __________________ Вова.
- я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет; ____________ Вика Л.
- я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя; _______ Артем С.
- я дарю тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя; _____________ Максим.
Береза: спасибо вам, добрые дети, за подарки, и научите других помогать природе. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Раздели слова на слоги»
Игра «Раздели слова на слоги»
Воспитатель.: Посмотрите ребята сама природа оставила нам карточки с правилами. Давайте посмотрим и расскажем как правильно вести себя в природе
Игра «Правила поведения в природе»
Перед вами лежат карточки, на них изображено? Это правила поведения в природе
1. Слушать громко музыку.
2. Бросать мусор.
3. Топтать и рвать цветы.
4. Разводить огонь
И т. д.
Воспитатель Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели. Посмотрите, какой он теперь стал. (Слайд чистый лес). Ребята, мы с вами хорошо потрудились, и сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.
Физминутка «Дует ветер нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель. - А теперь, давайте присядем на полянке и посмотрим природа благодарна нам за помощь.
– Посмотрите книга то закрылась, значит жалобы закончились и книга рада вашим добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, дети.
Заключительная часть
Воспитатель. Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"
-Открываем глаза мы с вами в саду. Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие?
-Ребята, Природа оставила вам небольшой сюрприз. Это вот такие сердечки. Пусть в ваших сердцах будет любовь не только к близким, друзьям, но к природе. Ведь природа нас тоже любит, сколько даров и богатств она нам дарит. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.