21.05.2024
Конспект
итогового занятия по математике для подготовительной группы (6-7 лет)
Тема. «Мы к школе готовы».
Автор разработки: Денишаева Карина Геннадиевна, воспитатель
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Цель: Выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
Поощрять использование счета, вычислений, измерения, логических операций для познания и преобразования предметов окружающего мира.
Расширять словарный запас детей по теме «школа», «школьные принадлежности».
Закреплять знания о героях сказок; познакомить с пословицами об учебе и школе.
Развивать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Закрепить умение выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ; решать примеры в пределах 10.
Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.
Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги по клеточкам.
Уметь называть противоположные по значению слова (антонимы).
Закреплять знания о буквах и звуках, делить слова на слоги, определять их количество и соотносить с нужной цифрой.
Развивающие:
Развивать умения детей применять некоторые цифровые средства для познания окружающего мира, соблюдая правила их безопасного использования.
Закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач.
Развивать внимание, память, мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
Развивать у детей интерес и желание к школьному обучению.
Расширять знания детей о школе, школьных успехах и трудностях, знать правила поведения в школе.
Обеспечивать двигательную активность детей для повышения умственной работоспособности детей.
Воспитательные:
Формировать ценность познания.
Воспитывать отношение к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
Воспитывать интерес к математике, умение слушать указания взрослых.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, самостоятельности.
Интеграция познавательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методические приемы:
-игровой (использование сюрпризных моментов4
- наглядный (использование наглядного материала);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- практический (игры «Измеряем тетрадь», «Рисуем фигуры»);
- поощрение (анализ занятия).
Формы работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Подгрупповая
- Совместная
Оборудование и демонстрационный материал: колокольчик, карточки с примерами, тетради, ручки, цифры от 1 до 10, знаки плюс (+), минус (–), равно (=).
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, написание графического диктанта, индивидуальные занятия.
Словарная работа: примеры, задача, сложение, вычитание, отрезок, геометрические фигуры, графический диктант.
Ожидаемые результаты:
- дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской активности;
- знают прямой и обратный счет, ориентируются на плоскости. Умеют решать задачи на сложение и вычитание, пользуются арифметическими знаками;
- у детей развиты мышление, внимание, память;
- используют разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификация, систематизация, счет, вычисление, измерение, некоторые цифровые средства и др.;
- дети сопереживают друг другу, эмоционально-позитивно настроены, заинтересованы занятием.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.
(воспитатель обращается к гостям)
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям.
- Давайте с гостями поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Мы ребята дошколята! Скоро в школу мы пойдем
Чему научили нас, мы покажем вам сейчас!
- Давайте пройдем по дорожке здоровья на коврик.
Минута релаксации: (звучит спокойная композиция).
- Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее настроение. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
2. Основная часть.
- Уже скоро наступит ваш первый выпускной в детском саду. Вы будете собираться в школу. В детском саду мы с вами считали, играли, решали задачи и учили буквы. И я надеюсь, что вы готовы идти в школу и учиться на «хорошо» и «отлично». Вы готовы?
-Да!
- Вы уже многое знаете про школу. Давайте поиграем в игру« Догадайся и ответь». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
1. Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
2. Как в школе называют детей? (ученики)
3. Как называется помещение в школе, в котором вы будите учиться? (класс)
4. Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
5. Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
6. Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
7. Перерыв между уроками называется? (перемена)
8. Прозвенел звонок, начинается…(урок)
9. Стол, за которым пишут ученики – это…(парта)
10. Когда начинается учебный год у российских школьников? (1 сентября)
- Молодцы!
- Как много вы уже знаете о школе. Поэтому я предлагаю вам поиграть в игру «Школа». Сейчас зазвенит колокольчик, и наш детский сад превратится в школу, наша группа превратится в школьный класс, столы в парты. Вы превратитесь в настоящих первоклассников, а я в учителя. Готовы? (звенит колокольчик)
- Проходите в класс. Занимайте места за партами. Начинается урок Математика.
(Слайд 2)
Математическая разминка (дети отвечают, правильно поднимая руку).
1. Четвертый день недели
2. Продолжи счет 13, 14, …
3. Сколько углов у треугольника
5. Чем прямоугольник отличается от квадрата
7. Если стол выше стула, то стул…
8. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
9. Продолжи счет в обратном порядке 10, 9…
10. Соседи числа 5
11. Последующее число, числа 8
12. Предыдущее число числа 9
Слайд 3
Следующее задание. Реши задачи
- А сейчас я для вас приготовила задачи. Для начала, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ).
УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).
ВОПРОС (то, что нужно найти).
РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).
ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).
- Слушайте внимательно.
1. На ветке сидело 4 птицы. Прилетело еще две птицы. Сколько стало птичек на ветке?
- Какое условие в задаче? - Какой вопрос? - Когда птица прилетела, их стало больше или меньше? (больше). - Какое действие будем выполнять? (прибавлять, складывать) - Какой ответ в задаче? (Всего стало 6 птичек)
Ребенок выкладывает (записывает) решение на доске, а остальные дети на столах работают с цифрами и знаками.
2. На проталине выросло 7 подснежников,3 подснежника сорвали. Сколько подснежников осталось на проталине?
- Какое условие в задаче? - Какой вопрос? - Когда 3 подснежника сорвали, их осталось больше или меньше? (меньше) Какое действие будем выполнять? (вычитать, отнимать)
Ребенок выкладывает (записывает) на доске решение задачи, а остальные дети на листочках. - Какой ответ в задаче? (Осталось 4 подснежника)
3. Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? (колесо круглое, у него нет углов)
- А теперь, я предлагаю вам составить задачу устно на сложение и вычитание (Дети составляют задачи, обосновывая свой ответ).
Слайд 4.
Слайд 5.
Следующее задание. Реши пример устно.
- Возьмите все карточки. Даю минуту для решения. Дети по очереди читают пример и говорят ответ.
- И снова звенит колокольчик, у нас перемена, отдохнем немножко.
Физкультминутка:
Из – за парт мы выйдем дружно
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко
А теперь представим детки
Будто руки наши – ветки
Покачаем ими дружно
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно
Нам урок продолжить нужно.
- Вот опять звенит звонок и зовет нас на урок (Дети садятся за парты).
- Посмотрите перед вами на столе лежат отрезки бумаги разной длины и разного цвета. А что еще лежит около отрезков? Правильно линейка, а для чего она нужна?
- Ваше задание: Я называю цвет отрезка, вы его измеряете его длину и цифру с ответом кладете рядом с этим отрезком.
- Измерьте длину красного отрезка. (8)
- Измерьте длину синего отрезка. (5)
- Измерьте длину желтого отрезка. (10)
Слайд 6
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, какой интересный человечек к нам заглянул сегодня в гости (на экране появляется Геометрик). А зовут его Геометрик. Давайте с ним поздороваемся. Из чего он сделан? (из геометрических фигур)
- Я буду показывать, а вы мне называть, какая это геометрическая фигура. Молодцы, все фигуры назвали правильно. Посмотрите, у Геометрика ещё здесь есть фигуры, он любит ими играть. Назовите, что же это за фигуры, давайте назовём их (цилиндр, конус, куб, шар). Как мы их называем? Какие это фигуры? (объёмные). Молодцы!
- Ну вот, опять звенит звонок и приглашает нас отдохнуть. Свои переменки ученики проводят не только весело, но и с пользой. Давайте сыграем в игру «Наоборот» с мячом.
Суп горячий, а компот холодный
Сахар сладкий, а перец горький
Круг гладкий, а треугольник острый
Чай горячий, а мороженое холодное
Днём светло, а ночью темно
Заяц бежит быстро, а черепаха ползёт медленно
Внук молодой, а дедушка старый
Пластилин мягкий, а камень жёсткий
Дом высокий, а гараж низкий
Зимой погода холодная, а летом жаркая
Дорога широкая, а тропинка узкая
Пушинка лёгкая, а камень тяжёлый
Кисель густой, а морс жидкий
- А теперь давайте возьмем карандаш и выполним еще одно задание. Посмотрим, какую оценку вы сегодня получили на занятии.
Графический диктант.
1. 6 клеток вправо
2. 2 клетки вниз
3. 4 клетки влево
4. 2 клетки вниз
5. 4 клетки вправо
6. 7 клеток вниз
7. 6 клеток влево
8. 2 клетки вверх
9. 4 клетки вправо
10. 3 клетки вверх
11. 4 клетки влево
12. 6 клеток вверх.
- Какую оценку вы сегодня получили? (пять)
Слайд 7
- И снова звенит колокольчик, наш урок окончен.
- Я рада, что вы справились со всеми заданиями. Какое задание у вас вызвало трудности? Какое вы выполнили легко? Из каких фигур собран Геометрик?
- Молодцы, все верно. Я думаю, что в школе вы будете учиться только на …. ( «пятерки» и «четверки»). У вас это обязательно получится!
Пусть в дневник летят пятёрки
И немножечко четвёрки.
С ними надо вам дружить
И старательными быть.
Тройки, двойки – не друзья,
Их в дневник пускать нельзя.
Ну, а будете лениться,
Ждёт вас встреча с единицей.
Единица или кол,
Встреча с ней – большой позор!