Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Такие разные ключи» для детей старшего дошкольного возраста
10.02.2024
Цель: Расширять и углублять представления детей об объектах природы и их свойствах с использованием технологии проблемного обучения.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений о многозначных словах, с использованием технологии проблемного обучения.
- Вводить в словарь детей многозначные слова.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.
- Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения у детей.
- Поддерживать стремление детей к наблюдениям за природными явлениями, неживыми объектами, к экспериментированию, наблюдению и другим способам деятельности для познания свойств объектов неживой природы (песка, глины, почвы), продолжать знакомить с многообразием водных ресурсов.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
- Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.
- Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательноисследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.
- Продолжать развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения.
- Развивать у детей способность самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство.
Воспитательные:
- Воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества
- Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми
- Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приёмы:
-игровой (использование сюрпризных моментов);
- проблемный метод (проблемного изложения информации);
-наглядный (использование картинок-снежинок, экрана, проведение опыта с оборудованием);
-практический (работа с картинками – снежинками, с опытом);
-словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, беседа).
Демонстрационный и раздаточный материал:
ИКТ, презентация, указка, запись вальс снежинок, звук журчания родника, словарь, оборудование для проведения опыта, картинки-снежинки, 3 магнитных доски, магниты, раскраска шаблоны слои земли, цветные карандаши (оранжевый, коричневый, синий, желтый), 6 стаканчиков для карандашей, столы, стулья, словарь, точилка.
Предварительная работа:
- экспериментирование с песком, глиной, почвой;
- просмотр презентаций «Планета Земля», «Состав почвы», «Полезные ископаемые»;
- чтение стихов про планету Земля.
Словарная работа: ключ-родник, скрипичный, гаечный, ключевая, родниковая вода.
Ожидаемые результаты:
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в экспериментальной деятельности.
Развивается любознательность и интерес к природе путем экспериментирования.
Повышение познавательной активности.
Стремление развивать (совершенствовать) критичность мышления, способность к творческому мышлению, опираясь на эмоционально-ценностный компонент учебно-познавательной деятельности.
Повышение качества знаний по данной теме.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, я рада видеть вас сегодня такими веселыми. И чтобы у нас было такое хорошее настроение на протяжении всего занятия, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга.
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"
Дети садятся на стульчики
2. Основная часть. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
- Ребята, я вам расскажу какой случай произошел с двумя мальчиками Сашей и Сережей.. Хотите послушать?
Прослушивание рассказа: (Слайд 2)
«Однажды встретились два друга: Сережа и Саша.
-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ,- сказал Сережа.
-Сережа, как же так? Ты что в лесу заблудился?
- А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.
Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга.
Пожали плечами и разошлись»
- Вот такая произошла история.
1 этап. Вопросы к детям по содержанию рассказа
-О ком этот рассказ?
- Что случилось с Сережей?
-А что ответил Саша?
- Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они не поняли друг друга? (Запутались, не объяснили друг другу, о каком ключе говорил каждый…)
- Давайте поможем мальчикам разобраться.
2 этап. Актуализация знаний.
- Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации ключей.
Слайд 3 (ключ дверной)
Ребёнок рассказывает об этом ключе. Дверным ключом открывают дверь, он необходим для отпирания и запирания замка.
Слайд 4 (ключ гаечный)
Ребёнок рассказывает о гаечном ключе. Это инструмент, чтобы закручивать и откручивать гайки и болты.
Слайд 5 (ключ скрипичный)
Ребёнок рассказывает об этом ключе. Это знак, который пишут в нотах.
3 этап. Выдвижение гипотез.
- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? Значит, Серёжа мог потерять дверной ключ.
- Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? (вода в нем вкусная и свежая)
- Что это за ключ, из которого можно пить? Возможно это какое-то место, где есть всегда вкусная и свежая вода?
4 этап. Проверка решения.
- Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? Где можно взять информацию? (Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, посмотреть фильм, презентацию, в словаре).
- Из всего перечисленного в нашей группе есть только словарь, давайте заглянем в него.
- Ключ-бьющийся из земли водный источник. По-другому его называют ключ-родник.
- Я хочу вам показать, как образовывается ключ-родник. Я предлагаю провести опыт. Но для начала, давайте отдохнем с вами и проведем физминутку.
Физминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
5 этап. Введение в систему знаний.
Слайд 6 (слои поверхности земли)
Рассматривание слайда об образовании ключа-родника.
- Пройдемте в нашу лабораторию. Посмотрите на экран, вы видите иллюстрацию образования ключа — родника. Помните, на прогулке, когда растаял снег, вы спросили, куда девается дальше вода, когда впитывается в почву. Давайте же вспомним, из чего, я вам рассказала, состоит поверхность земли, из каких слоёв: нижний слой состоит из…. глины, выше - расположен слой….. песка и самый верхний – это….. почва.
- На столе у меня в сосуде я создала тоже небольшой участок земли. Из слоя песка и глины выведены трубочки, которые помогут увидеть нам процесс образования родника.
- Как вы предполагаете, из какого слоя начнет выходить вода? (Слоя песка или глины?). Давайте проверим ваше предположение.
Начнем проводить опыт: на землю из облака выпадают осадки (налить воду из облачка-лейки).
- Вода впиталась, дошла до слоя глины и начала выходить из трубочки, которая была выведена из слоя песка.
- Правильно ли было наше предположение?
- Какой слой остановил воду? (слой глины).
- Почему? (Слой глины очень плохо пропускает воду через себя, т.к. частички её очень мелкие и плотно примыкают друг к другу, поэтому вода не может просочиться и скапливается в слоях почвы и песка.)
- Так из какого слоя проходит вода?
(Вода прошла слой почвы и песка, потому что они легко водопроницаемые.)
Слайд 7. Родник
- Ну что же, опыт удался, вы увидели, как вода просачивается через почву, песок до слоя глины и там, накопившись, выходит на поверхность, образуя родник. Посмотрите на экран.
Слайд 8. Все ключи
- Ребята, посмотрите на экран, давайте еще раз назовём все ключи, с которыми мы сегодня встретились.
- Все это называется словом «ключ». А внешне они похожи или разные?
- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений то оно-.... (многозначное).
- Сколько значений у слова ключ?
- Значит слово «ключ»-..... (многозначное).
- Ребята, мы с вами сделали открытие? (да, так как слово «ключ» имеет много
значений и оно многозначное).
- Давайте, с вами еще раз вспомним историю о двух мальчиках друзьях. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли, надо объяснять правильно и понятно.)
- Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему? История о мальчиках закончилась.
Звук метели
- Ой, ребята, вы слышите, шум метели, кто — то забыл закрыть окошко. Смотрите, к нам в зал залетели снежинки, и они видимо хотят с нами поиграть. (Воспитатель поднимает снежинку).
Сзади на снежинках прикреплены картинки с многозначными словами. Вам надо поднять снежинку, посмотреть какая на ней картинка и прикрепить ее к той доске, на которой должны собраться все снежинки, относящиеся к этой группе многозначных слов
Д/игра «Снежинки – картинки»
Звучит вальс снежинок
- Ну, что, ребята, начнем игру. (Дети собирают соответствующие картинки, прикрепляют к доске).
-Давайте теперь проверим. Максим, скажи, пожалуйста, у вас какое многозначное слово получилось? Все ли согласны, не ошиблись ли ребята? (Так подытоживаются остальные группы многозначных слов).
- Молодцы, ребята, все справились с заданием.
Слайд 9. (слои поверхности земли)
-Молодцы, а теперь давайте ещё раз вспомним наш опыт и выполним следующее задание. Давайте пройдем к нашим столам.
- Раскрасьте слой, который задержит воду. Отметьте синим кружком то место, где образуется ключ-родник.
Звук родника
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну, а нам пора заканчивать наше занятие.
3. Заключительная часть.
- Вам понравилось занятие?
- Что нового и интересного вы узнали после нашего занятия?
- Какое мы сегодня с вами сделали открытие?