30.03.2022
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Ромашка» села Каменоломня Сакского района
Республики Крым
Конспект
занятия по познавательному развитию
детей средней
группы (от 4 до 5 лет)
Тема: «Одежда»
Автор разработки: Бондаренко Оксана Владимировна,
воспитатель.
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Цель расширение и уточнение представлений детей об одежде.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей внятно
произносить в словах все гласные и согласные звуки. Вырабатывать правильный
темп речи, интонационную выразительность при помощи проговаривания пальчиковой
гимнастики. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Закрепить знания о геометрических фигурах, учить использовать
в качестве эталонов по средством проведения игры с геометрическими фигурами. Побуждать детей к самостоятельности в игре,
вызывая у них эмоционально положительный отклик на игровое действие. Продолжать формировать
представление о равенстве предметов. Совершенствовать умение согласовывать
слова в предложениях: существительные с числительными по средством Д/и
«Посчитай от одного до пяти». Активизировать умение детей выделять в предметах
и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся
находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать)
по средствам ТРИЗ технологии.
Развивающие:
Развивать зрительное и
слуховое внимание. Формировать
познавательный интерес, творческие способности по средствам ТРИЗ технологии.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картинок. Продолжать
развивать внимание, умение понимать поставленную задачу. Развивать
инициативность, стремление творчески подходить к любому делу, поддерживать
проявление инициативы во всех видах детской деятельности. Развивать
целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; Развивать восприятие,
внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления.
Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы радоваться
достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
Воспитательные:
Развивать
умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно
отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего
взрослого. Формировать у детей бережное отношение к одежде. Воспитание отношения к родному языку
как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво
Продолжать
воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и
правил.
Воспитывать
творческую самостоятельность.
Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.
Материалы и оборудование: мяч, макеты одежды по количеству детей, набор геометрических фигур.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Форма организации: комбинированное.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
(предварительная работа): рассматривание иллюстраций спецодежды и ее назначение, Д/игра с
использованием ТРИЗ технологий «Хорошо – плохо».
Взаимодействие с родителями: беседы с детьми об одежде и ее назначении, беседа о
профессиях.
Индивидуальная
работа: для лучшего усвоения материала, работа с
картинками.
Методы и приёмы:
-
наглядный: демонстрация, рассматривание
иллюстраций
-
словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы
на вопросы; обращение к опыту детей; педагогическая оценка, поощрения.
-
практический: моделирование ситуации; решение проблемной ситуации; поисковые
действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая
гимнастика,).
Ожидаемые результаты:
-Ребенок имеет представление о профессиях,
знает названия и имеет представление о назначении одежды.
-Умеет рассуждать, высказывать свое мнение
-Использует полученные знания в
самостоятельной деятельности.
Ход
занятия
(дети
проходят в группу и становятся полукругом)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети
заходят в группу и становятся на ковре полукругом)
Воспитатель: Ребята, сегодня к
нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте пожелаем
им доброго утра. Я думаю, что мы справимся со всеми заданиями так как вы у меня
самые умные и самые внимательные.
Игровая мотивация.
Воспитатель:
Придумано
кем-то просто и мудро
При
встрече здороваться:
-
Доброе утро!
-
Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе
утро! – улыбчивым лицам.
Пусть
каждый становится добрым, доверчивым,
И
доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: а сейчас я загадаю вам загадку, а вы слушайте
внимательно и не спешите отвечать, ведь вы помните, что нужно поднять руку и ответить
полным предложением:
Ее я
каждый день ношу,
И
без нее я не хожу
Ни
дома, ни на улице —
Пускай
народ любуется
Дети:
эта загадка об одежде.
Воспитатель: Правильно,
а сейчас я хочу узнать, что вы знаете об одежде.
- Ребята,
посмотрите, у меня в руках мячик. Я знаю одну очень интересную игру. Она
называется
Д/И «Поймай вопрос – верни ответ». Ну, что, вы
хотите поиграть? Тогда слушайте правила игры: я буду по очереди бросать вам
мяч, а вы должны ответить на мой вопрос и вернуть мне мяч. Напоминаю. Отвечает тот,
кого спросили, с места выкрикивать нельзя, спрашиваю того, кто поднимает руку. Начинаем игру.
-
Где продают одежду? (Одежду продают в магазине).
-Назовите профессию того, кто работает в магазине?
(в магазине работает продавец)
-
Какого цвета кофта у Амины? (У Амины кофта красного цвета).
-Какой
головной убор нам нужен летом? (летом нужна панамка, кепка).
-
Кто шьет одежду? (Одежду шьёт портной, швея).
- Какую
верхнюю одежду мы надеваем зимой? (Зимой мы надеваем шубу).
-
Что мы надеваем, когда ложимся спать? (Когда ложимся спать надеваем пижаму).
- Ребята, скажите мы обувь надеваем или обуваем? (Обувь
мы обуваем, а одежду надеваем)
Воспитатель
в процессе игры добивается от детей полного развернутого ответа.
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы, ответили на все мои вопросы. Предлагаю вам пройти
на свои места и присесть на стульчики.
В каждое время года мы надеваем одежду, соответствующую
сезону летом, надеваем одежду летнюю, а осенью
надеваем одежду (осеннюю), зимой - одежду (зимнюю),
весной
– одежду (весеннюю).
Ребята,
с каким цветом у вас ассоциируется время годя зима? (с белым). А почему?
(потому что зимой идет снег). А время года осень? (с оранжевым) Почему? (Листья
на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый и оранжевый). Время года весна с каким цветом? (с зеленым)
Потому что весной все оживает и становится зеленое. Появляется первая травка, а
на деревьях листочки). А с каким цветом у вас ассоциируется лето? (лето у нас
желтого цвета. Потому что ярко светит солнце).
Д/Игра «Хорошо и плохо» использование ТРИЗ технологии
Алие как ты думаешь, зачем нам нужна одежда зимой? Ясин как ты думаешь для чего нам нужна одежда
летом? (Зимой
одежда защищает нас от холода, а летом от жары, солнечного ожога.)
- мы наденем зимой
теплую одежду, это хорошо. А почему? (нам будет тепло, мы не замерзнем, не
заболеем)
- мы наденем зимой теплую одежду, это плохо. А
почему? (нам может быть жарко, мы вспотеем и можем заболеть, нам тяжело
двигаться)
- Если мы наденем
зимой не очень теплую одежду, это будет хорошо. А почему? (мы сможем больше
двигаться, нам легче будет играть, мы не вспотеем)
- Если мы наденем
зимой не очень теплую одежду, это будет плохо. А почему? (мы замерзнем, одежда
не будет нас согревать, и мы заболеем)
Воспитатель: а
теперь я вам покажу одежду, а она «расскажет» вам о том, кто её надевает.
(Показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды). – (пожарный, повар, врач)
- Кто это?
- Как вы догадались? Почему у пожарного именно
такая одежда? От чего она защищает? (это спецодежда, она защищает его от огня,
не горит).
- Зачем повару для работы нужны халат и колпак?
(он работает с продуктами, чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не
попали на продукты повар надевает халат). Колпак? (Чтобы волосы не попали в
пищу).
- Ребята. Как вы
думаете, почему врачи носят именно белые халаты? (врачи надевают халат для того
чтобы не попали микробы с одежды, на белом халате виднее всего загрязнения. Это
показывает на опрятность врача)
- Как можно назвать всю одежду для работы?
(Рабочая, специальная одежда).
Для спорта одежда
как может назваться? (спортивная)
Воспитатель: а
теперь, предлагаю встать возле стульчика. Сейчас мы с вами поиграем в одну
очень веселую и подвижную игру, она называется
«Кто самый внимательный?».
Воспитатель
объясняет правила игры. Слушайте внимательно, что я буду говорить. Если
назову, что-то из обуви, то вы ТОПАЕТЕ; если что-то из одежды - ХЛОПАЕТЕ; а
если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ. Будьте внимательны.
Воспитатель
перечисляет названия одежды, обуви и головных уборов.
Воспитатель:
кофта, сандалии, кепка, шуба, кроссовки, платок, сапоги, шляпа, валенки, юбка,
платье.
Воспитатель:
Какие, вы внимательные, мне почти не удалось вас запутать. Молодцы! Вы хорошо
справились с заданием, присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: У
каждого человека много разной одежды. Давайте вместе посчитаем
Д/игра «Посчитай от одного до пяти»:
(голосом
выделяем окончания у существительных)
Одна
рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;
Одно
платье, два …, три …, четыре …, пять …;
Одна
перчатка две …, три…, четыре …, пять …;
Один
халат, два …, три …, четыре …, пять ….
Воспитатель: -
Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные.
- Посмотрите друг
на друга по внимательней.
- Приятно,
когда люди хорошо выглядят, красиво одеты? (Да. конечно)
У
аккуратного и опрятного человека одежда всегда в порядке.
Перед
тем как нам приступить к следующему заданию нам с вами нужно размять наши
пальчики .
Пальчиковая
игра «Я перчатку надеваю»
Я
перчатку надеваю
Я
перчатку надеваю
Я в
нее не попадаю.
(Дети
поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)
Сосчитайте-ка,
ребятки,
Сколько
пальцев у перчатки.
(Ритмично
сжимают и разжимают кулачки)
Начинаем
вслух считать:
«Один,
два, три, четыре, пять».
(Загибают
пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Воспитатель:
вот мы и размялись с вами немного и подготовили наши руки к выполнению
следующего задания.
- Ребята,
а вы знаете что это за профессия модельер? (это человек который придумывает как
будет выглядеть тот или иной костюм)