29.03.2021
Консультация
для родителей
«Роль
фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Одной из важнейших задач,
стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное
возрождение, ведь на сегодняшний день искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Формирование основ
моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько
успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное
развитие ребенка.
Дошкольный
возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств нравственного,
познавательного и эстетического развития детей является народная культура, в
том числе устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен
оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как
средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения
словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского
языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом
совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания
Само
слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость,
народное знание.
Малые
фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки,
загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические
характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь
ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль
во всестороннем развитии.
Произведения устного народного
творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки -
песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые
слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых
ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса»,
«водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация
голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее
воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю,
баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для
того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно
обыгрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о
собачке).
Знакомство
с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций,
игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его
особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке.
Можно
использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо
вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки,
потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества;
например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание
в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические
упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по
знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений
(«парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно
проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку
пошла».
Больше
использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание
на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и
интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и
птиц.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами
народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на
чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и
запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации, например если
ребенок неаккуратно оделся можно сказать: «Поспешишь - людей насмешишь!». Много
пословиц и поговорок о труде; знакомя с ними детям нужно объяснить их смысл,
чтобы они знали, в каких ситуациях их можно применить.
Загадки - это полезное упражнение
для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол
выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:
1)
«Идет мохнатый,
Идет
бородатый,
Рожищами
помахивает,
Бородищей
потряхивает,
Копытами
постукивает.»
2)
« На голове красный гребешок,
Под
носом красная борода,
На
хвосте узоры, на ногах шпоры».
Дети
быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами
попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.
Можно
проводить игры, которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем
мире: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай».»Подскажи словечко».
Сказки - являют собой особую
фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать.
Хорошо
начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа
сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вносить
соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»
Знакомя
детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью,
образностью, меткостью выражений. Потешки, песенки звучат, как ласковый
говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и
нравится детям в малых формах фольклора.
Малый
фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и
разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького
человека жизни.