12.04.2021
Семинар-практикум
для педагогов
Тема: «Приобщение дошкольников
к истокам народной
культуры через
русские народные игры»
Введение
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также
творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю
Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать,
понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само
реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что
связано с народной культурой.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли,
настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и
правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них
развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям
жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра
формирует высокую нравственность.
В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается
большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного
возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед
ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе
народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русские народные игры, хороводные игры имеют многовековую историю, они
сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в
поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и
девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками,
плясками, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения
носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки,
на лошадях катались по деревням с песнями, плясками и хороводами.
Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. Так как в
играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь
друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои
дела. В игре ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при
этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, организаторские
способности,
изобретательность.
Актуальность.
Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения
ребёнком социального опыта. Русские народные, хороводные игры для детей ценны в
педагогическом отношении. Хороводная игра представляет собой уникальный синтез
народной традиции, творческой импровизации, художественной образности,
оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, дисциплины,
настойчивости в преодолении трудностей, приучает детей быть честными и
правдивыми, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и
порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность, физически
укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному
творчеству. Игры издавна служили средством самосознания, здесь проявлялись
лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради
других.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют
весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения,
содействуют формированию воли, т.е. обеспечивают условия, в рамках которых
ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре
«Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце
всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей
ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения
точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,
заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они
сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.
Я куплю себе дуду, и по улице пойду,
Громче дудочка дуди: мы играем, ты води.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают
эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех
случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки
выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись: кто из них
как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют
воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца.
Последнего ворота задерживают: игроки спускают руки и тихо спрашивают:
Конь вороной остался под горой, выбираешь какого коня: сивого или
златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся
на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие
загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т.п.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства
глубоки и неизгладимы из памяти человека. Они образуют фундамент для развития
его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно
полезной и творческой деятельности.
Народные, хороводные игры являются неотъемлемой частью художественного,
интернационального, и физического воспитания детей разного возраста. Они
вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них
заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков –
их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных
обрядовых праздников.
Русские подвижные игры
можно разделить на группы:
- 1.
Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры
воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
- 2.
Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков.
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
- 3.
Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.
Значение
- Народные
игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается
словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями,
стихотворениями считалками.
- В
играх совершенствуется эстетическое восприятие
мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. - Во
время подвижных игр у детей совершенствуются
движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. - Они
несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к национальной
культуре.
Русские народные подвижные и хороводные игры не должны быть забыты. Они
дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение –
доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Уважаемые
коллеги, сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я
применяю в своей работе, предлагаю
Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и
немного поиграть.
Игры: Тень-тень,
Гори, гори ясно,
Зайцы в хороводе
Перетягивание каната
Заинька, попляши
Иногда слышишь разговоры взрослых о том,
что не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает
интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок
заинтересован, то играть можно продолжительное время.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее
изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и
правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты,
спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные
костюмы.