25.03.2021
«Интегрированное занятие по сказке В. Катаева «Цветик
– семицветик»
с применением элементов технологии ТРИЗ
Цель непосредственной
образовательной деятельности:
Совершенствовать
навыки прямого и обратного счета в пределах 10, учить детей соотносить цифры с
количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах и умение
составлять изображение предметов из геометрических фигур, ориентироваться на
плоскости.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знание цифр и
числового ряда. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством
предметов и цифрой, определять в какой группе предметов больше, меньше,
поровну, отвечать на вопросы «Сколько?». Закреплять
представление детей о геометрических фигурах, группировать фигуры по
признаку формы.
Развивающие: Развивать фонетический
слух, логическое мышление, зрительное внимание и память. Развивать умение
употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: между, рядом,
около, за, перед. Развивать навыки объяснять, рассказывать, доказывать, давать
развернутые ответы. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Совершенствовать
умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах
на месте с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать способность к сочувствию и
отзывчивости. прививать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих
проблем. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Виды
детской деятельности: познавательная,
двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.
Материалы и оборудования: письмо с иллюстрацией из
сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева, карта, гном, дом с цифрами, дорожки –
прямая и кривая, коврик с разноцветными геометрическими фигурами, счётные
палочки, пуговицы, геометрические фигуры.
Интеграция
образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие».
Методы и приемы:
-
наглядный, (демонстрационный
и раздаточный материал),
- словесные
(вспомнить, объяснить,
указать),
- практический:
упражнения
(оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение
поручений.
- игровой (сюрпризный момент, путешествие в Королевство добрых
дел, пальчиковая гимнастика, физминутка),
Ход непосредственной образовательной
деятельности:
Воспитатель:
-
Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, чтобы посмотреть какие знание вы
приобрели. Давайте поприветствуем наших гостей.
Придумано
кем – то
Просто
и мудро
При
встрече здороваться!
Доброе
утро!
-
Доброе утро
Солнцу
и птицам!
-
Доброе утро!
Приветливым
лицам!
И
каждый становится
Добрым,
доверчивым!
Доброе
утро длится до вечера!
Воспитатель: - Ребята, только,
что почтальон принес в наш детский сад письмо. Сказал, что оно
для детей группы «Звёздочки». На конверте написано, что оно из
сказки. Давайте откроем конверт и узнаем, из какой сказки пришло письмо.
(Открываем конверт, в нем – иллюстрация из
сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева)
Беседа по иллюстрации:
Из какой сказки письмо?
Кто написал сказку?
Как звали девочку?
Кто дал Жене цветок?
За что она получила его?
Воспитатель: - Ребята, на
обратной стороне письма - послание. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша
помощь. Сильный ветер сорвал все лепестки с моего цветка, и я не успела
загадать желание. Лепестки разлетелись по волшебной математической стране.
Пожалуйста, помогите мне их собрать!» Подпись. Женя.
Вопросы по прочитанному:
Кто написал письмо?
Что случилось у Жени?
Где разлетелись лепестки?
О чем нас просит Женя?
Воспитатель: - Ну что,
поможем Жене? Нам нужно отправиться в волшебную страну «Математика», выполнить все математические задания и собрать лепестки.
Сколько лепестков нужно собрать? (7 лепестков)
Воспитатель: Чтобы попасть в математическую
страну, нужно произнести волшебные слова из сказки. А ваши ладошки вам помогут.
Дети произносят слова
из сказки с движениями:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели,
Вели, чтобы мы оказались в волшебной
математической стране!
Воспитатель: - Давайте
возьмёмся за руки, закроем глаза и представим, что мы летим высоко, высоко в
небе. Пролетаем над домами, над деревьями. Легкий ветерок несёт нас в волшебную
страну. Держитесь крепче, глазки не открывайте. Вот и показалась математическая
страна.
Нам нужно приземлиться. Присаживайтесь
скорее. Открывайте глазки. Все удачно приземлились? Вот и хорошо. Давайте
посмотрим, куда же мы попали.
Воспитатель: - Вот мы и в
математической стране. Посмотрите какая-то корзина. В ней карта, она поможет
найти нам правильный путь.
В корзину мы будем складывать лепестки.
Посмотрим, откуда начать путь. На карте дом. Сколько в нем этажей? Значит он
какой? (многоэтажный). Давайте к нему подойдем. В этом доме живут цифры. Но что
случилось?
Цифры в ссоре, вот те на.
Надо цифры помирить…
И их строй восстановить.
- Нужно поселить цифры в квартирки так,
чтобы получился правильный цифровой ряд!
Математическое задание «Сложи числовой
ряд»
Примерные вопросы:
С какой цифры начинается числовой ряд?
На какой этаж поселим единицу?
Какая цифра идёт после единицы?
Где поселим двойку?
А за двойкой посмотри, вступает цифра…
Покажи цифру 3 при помощи пальчиков.
За тремя идет…
На какой этаж поселим 4?
Назови соседей числа 4.
Какую цифру ищем дальше?
Какое число идет после пятерки?
Назовите соседей числа 6
Какую цифру будем искать дальше?
Какую цифру ищем теперь? Почему?
На какой этаж поселим 8?
Назовите соседей числа девять
Из каких цифр состоит число 10?
- Давайте сосчитаем этажи и проверим все
ли цифры на своих местах.
Порядковый счет
- Сколько этажей в доме? Значит он какой?
- Мы всё сделали правильно, значит, где-то
должен быть лепесток.
Дети находят первый лепесток под
камнем.
- Давайте посмотрим по карте, куда идти
дальше. Перед нами дорожки. Сколько их? (2)
Они одинаковые? (одна прямая, другая
кривая)
- Нам нужно выбрать дорожку самую короткую
из двух. Как вы думаете, по какой дорожке пойдем? Почему? (прямая линия короче кривой)
Дети приставным шагом проходят по
короткой дорожке и находят лепесток под камнем.
- Сколько теперь у вас лепестков? (2)
- Куда же мы попали? Здесь никого нет.
Гном: – Как это нет? А я?
Воспитатель: – А ты кто?
Гном: – А вы кто?
Дети: – Мы дети из детского сада «Ромашка» ищем лепестки от
цветика – семицветика.
Гном: – А я гном Потеряшкин. Тоже всегда
все ищу, потому, что теряю.
Воспитатель: – А ты не видел
здесь лепестков от цветика – семицветика?
Гном: – Видел, но я вам их не отдам, пока
вы не выполните мое задание. Разгадайте мои загадки, узнайте о ком они, и какие
геометрические фигуры я использовал для того чтобы нарисовать отгадки.
Воспитатель – Ребята, смотрите
какие интересные животные здесь изображены. Из каких фигур? Какие это животные?
Воспитатель – Ну что, Потеряшка, мы
справились?
Гном – Да, вы справились с моим заданием, а вот ваш лепесток.
Но мне так жалко с вами расставаться. Оставьте мне что-нибудь на память.
Дети делают из геометрических фигур цветок на столах.
Воспитатель – Ребята, давайте
сосчитаем, сколько лепестков на наших цветках. Как его можно назвать? (Дети
называют свой цветок).
Гном – Спасибо, ребята. Я покажу эти
красивые цветы своим друзьям гномам.
- Смотрите, здесь еще один лепесток.
Воспитатель – Ребята нам пора,
давайте посмотрим на карту куда идти. Перед нами кочки. Скачем через них до
следующей остановки.
Воспитатель – Ребята, нам
нужно выполнить задание самой Бабы Яги. У нее есть любимый коврик, в котором мыши
прогрызли дырки, но мыши оказались математические и поэтому дырки очень
странные.
Дети рассматривают
коврик и называют все геометрические фигуры – дырки,
знакомые им. (круг, полукруг, четверть круга, квадрат,
треугольник).
Воспитатель - Красивый коврик у нас получился, а под ковриком еще
один лепесток.
Дети находят ещё один лепесток,
подсчитывают количество лепестков, смотрят по карте дальнейший путь.
Воспитатель – перед нами
дорожка (скамейка, на которой разбросаны счетные палочки и пуговицы). Но на
дороге непорядок!
Давайте соберём все предметы в ванночку,
освободим путь. Девочки должны
собрать пуговички, а мальчики палочки и пройти по дорожке.
Воспитатель - Перед нами река.
А кто живет в реке? В этой реке нет ни одной рыбки. Давайте заселим рыбок в
реку и сделаем их из счетных палочек и пуговиц, которые мы нашли на дорожке.
(Дети делают рыбок из палочек и пуговиц)
Воспитатель – А теперь давайте
перепрыгнем на другую сторону реки.
За отличную работу полагается
награда! (Дети находят ещё один лепесток).
Дети смотрят по карте дальнейший
путь.
Воспитатель – Мы выполнили все
задания и нашли все лепестки.
– Сосчитаем лепестки? (Один ребенок считает количество лепестков).
- А вы знаете, что число 7 не простое. Оно
встречается и в других сказках. В каких? («Волк и семеро козлят»,
«Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях»)
Воспитатель – Пришло время
возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Воспитатель – Вам понравилось путешествие?
А сейчас давайте вспомним, что мы делали? Какие
задания выполняли?
Дети отвечают.
Воспитатель: А какое задание было для вас самое интересное?
Самое сложное?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я хочу, чтобы вы были самыми
дружными и умными! Пусть у вас будет любящее сердце, и чтобы вы без волшебного
цветка приходили на помощь друг другу и делали добрые дела.