«Интегрированное занятие по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» с применением элементов технологии ТРИЗ

25.03.2021

«Интегрированное занятие по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик»

с применением элементов технологии ТРИЗ

Цель непосредственной образовательной деятельности:

Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10, учить детей соотносить цифры с количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять изображение предметов из геометрических фигур, ориентироваться на плоскости. 

 

Задачи:

Образовательные: Закреплять знание цифр и числового ряда. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, определять в какой группе предметов больше, меньше, поровну, отвечать на вопросы «Сколько?». Закреплять представление детей о геометрических фигурах, группировать фигуры по признаку формы.

Развивающие: Развивать фонетический слух, логическое мышление, зрительное внимание и память. Развивать умение употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: между, рядом, около, за, перед. Развивать навыки объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Совершенствовать умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.

Воспитательные: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать способность к сочувствию и отзывчивости. прививать целеустремленность и настойчивость в поиске решения возникающих проблем. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.

Материалы и оборудования: письмо с иллюстрацией из сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева, карта, гном, дом с цифрами, дорожки – прямая и кривая, коврик с разноцветными геометрическими фигурами, счётные палочки, пуговицы, геометрические фигуры.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приемы: 

- наглядный, (демонстрационный и раздаточный материал),

- словесные (вспомнить, объяснить, указать),

- практический: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение поручений.

- игровой (сюрпризный момент, путешествие в Королевство добрых дел, пальчиковая гимнастика, физминутка),

 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, чтобы посмотреть какие знание вы приобрели. Давайте поприветствуем наших гостей.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: - Ребята, только, что почтальон принес в наш детский сад письмо. Сказал, что оно для детей группы «Звёздочки». На конверте написано, что оно из сказки. Давайте откроем конверт и узнаем, из какой сказки пришло письмо.

(Открываем конверт, в нем – иллюстрация из сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева)

Беседа по иллюстрации:

Из какой сказки письмо?

Кто написал сказку?

Как звали девочку?

Кто дал Жене цветок?

За что она получила его?

Воспитатель: - Ребята, на обратной стороне письма - послание. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Сильный ветер сорвал все лепестки с моего цветка, и я не успела загадать желание. Лепестки разлетелись по волшебной математической стране. Пожалуйста, помогите мне их собрать!» Подпись. Женя.

Вопросы по прочитанному:

Кто написал письмо?

Что случилось у Жени?

Где разлетелись лепестки?

О чем нас просит Женя?

Воспитатель: - Ну что, поможем Жене? Нам нужно отправиться в волшебную страну «Математика», выполнить все математические задания и собрать лепестки. Сколько лепестков нужно собрать? (7 лепестков)

Воспитатель: Чтобы попасть в математическую страну, нужно произнести волшебные слова из сказки. А ваши ладошки вам помогут.

Дети произносят слова из сказки с движениями:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели,

Вели, чтобы мы оказались в волшебной математической стране!

Воспитатель: - Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и представим, что мы летим высоко, высоко в небе. Пролетаем над домами, над деревьями. Легкий ветерок несёт нас в волшебную страну. Держитесь крепче, глазки не открывайте. Вот и показалась математическая страна.

Нам нужно приземлиться. Присаживайтесь скорее. Открывайте глазки. Все удачно приземлились? Вот и хорошо. Давайте посмотрим, куда же мы попали.

Воспитатель: - Вот мы и в математической стране. Посмотрите какая-то корзина. В ней карта, она поможет найти нам правильный путь.

В корзину мы будем складывать лепестки. Посмотрим, откуда начать путь. На карте дом. Сколько в нем этажей? Значит он какой? (многоэтажный). Давайте к нему подойдем. В этом доме живут цифры. Но что случилось?

 

Цифры в ссоре, вот те на.

Надо цифры помирить…

И их строй восстановить.

- Нужно поселить цифры в квартирки так, чтобы получился правильный цифровой ряд!

 

Математическое задание «Сложи числовой ряд»

Примерные вопросы:

 

С какой цифры начинается числовой ряд?Хочу такой сайт

На какой этаж поселим единицу?

Какая цифра идёт после единицы?

Где поселим двойку?

А за двойкой посмотри, вступает цифра…

Покажи цифру 3 при помощи пальчиков.

За тремя идет…

На какой этаж поселим 4?

Назови соседей числа 4.

Какую цифру ищем дальше?

Какое число идет после пятерки?

Назовите соседей числа 6

Какую цифру будем искать дальше?

Какую цифру ищем теперь? Почему?

На какой этаж поселим 8?

Назовите соседей числа девять

Из каких цифр состоит число 10?

- Давайте сосчитаем этажи и проверим все ли цифры на своих местах.

Порядковый счет

- Сколько этажей в доме? Значит он какой?

- Мы всё сделали правильно, значит, где-то должен быть лепесток.

Дети находят первый лепесток под камнем.

- Давайте посмотрим по карте, куда идти дальше. Перед нами дорожки. Сколько их? (2)

Они одинаковые? (одна прямая, другая кривая)

- Нам нужно выбрать дорожку самую короткую из двух. Как вы думаете, по какой дорожке пойдем? Почему? (прямая линия короче кривой)

Дети приставным шагом проходят по короткой дорожке и находят лепесток под камнем.

- Сколько теперь у вас лепестков?  (2)

- Куда же мы попали? Здесь никого нет.

Гном: – Как это нет? А я?

Воспитатель: – А ты кто?

Гном: – А вы кто?

Дети: – Мы дети из детского сада «Ромашка» ищем лепестки от цветика – семицветика.

Гном: – А я гном Потеряшкин. Тоже всегда все ищу, потому, что теряю.

Воспитатель: – А ты не видел здесь лепестков от цветика – семицветика?

Гном: – Видел, но я вам их не отдам, пока вы не выполните мое задание. Разгадайте мои загадки, узнайте о ком они, и какие геометрические фигуры я использовал для того чтобы нарисовать отгадки.

Воспитатель – Ребята, смотрите какие интересные животные здесь изображены. Из каких фигур? Какие это животные?

Воспитатель – Ну что, Потеряшка, мы справились?

Гном – Да, вы справились с моим заданием, а вот ваш лепесток. Но мне так жалко с вами расставаться. Оставьте мне что-нибудь на память.

Дети делают из геометрических фигур цветок на столах.

Воспитатель – Ребята, давайте сосчитаем, сколько лепестков на наших цветках. Как его можно назвать? (Дети называют свой цветок).

Гном – Спасибо, ребята. Я покажу эти красивые цветы своим друзьям гномам.

- Смотрите, здесь еще один лепесток.

Воспитатель – Ребята нам пора, давайте посмотрим на карту куда идти. Перед нами кочки. Скачем через них до следующей остановки.

Воспитатель – Ребята, нам нужно выполнить задание самой Бабы Яги. У нее есть любимый коврик, в котором мыши прогрызли дырки, но мыши оказались математические и поэтому дырки очень странные.

Дети рассматривают коврик и называют все геометрические фигуры – дырки,

знакомые им. (круг, полукруг, четверть круга, квадрат, треугольник).

Воспитатель - Красивый коврик у нас получился, а под ковриком еще один лепесток.

Дети находят ещё один лепесток, подсчитывают количество лепестков, смотрят по карте дальнейший путь.

Воспитатель – перед нами дорожка (скамейка, на которой разбросаны счетные палочки и пуговицы). Но на дороге непорядок!

Давайте соберём все предметы в ванночку, освободим путь.  Девочки должны собрать пуговички, а мальчики палочки и пройти по дорожке.

Воспитатель - Перед нами река. А кто живет в реке? В этой реке нет ни одной рыбки. Давайте заселим рыбок в реку и сделаем их из счетных палочек и пуговиц, которые мы нашли на дорожке.

(Дети делают рыбок из палочек и пуговиц)

Воспитатель – А теперь давайте перепрыгнем на другую сторону реки.

За отличную работу полагается награда! (Дети находят ещё один лепесток).

Дети смотрят по карте дальнейший путь.

Воспитатель – Мы выполнили все задания и нашли все лепестки.

– Сосчитаем лепестки? (Один ребенок считает количество лепестков).

- А вы знаете, что число 7 не простое. Оно встречается и в других сказках. В каких? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Воспитатель – Пришло время возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели,

Вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Воспитатель – Вам понравилось путешествие?
А сейчас давайте вспомним, что мы делали? Какие задания выполняли?
Дети отвечают.
            Воспитатель: А какое задание было для вас самое интересное? Самое сложное?
Дети отвечают.
            Воспитатель: Молодцы, ребята! Я хочу, чтобы вы были самыми дружными и умными! Пусть у вас будет любящее сердце, и чтобы вы без волшебного цветка приходили на помощь друг другу и делали добрые дела.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».