Конспект занятия по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему : "Лиса и заяц".

14.03.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромашка» села Каменоломня Сакского района Республики Крым

 

Конспект занятия

по познавательному развитию детей младшей группы (от 3 до 4 лет)

Тема: «Лиса и заяц»

Автор разработки: Бондаренко Оксана Владимировна, воспитатель.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста через сказку «Лиса и заяц» по средствам экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

1.     Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие,

речевой слух и речевое дыхание, с помощью дыхательной гимнастики, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

2.     Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями  

3.     Формирование элементарных экологических представлений по средствам наблюдений и опытов.

4.     Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

5.     Учить детей читать наизусть небольшие стихотворения во время выполнения физкультмитки.

6.     Активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

1.     Развивать зрительное и слуховое внимание детей во время занятия.

2.     Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картинок по сюжету сказки.

3.      Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

4.     Учить обследовать форму фигур и из какого материала они изготовлены о средствам тактильного прикосновения и наблюдения.

5.     Стимулировать использование исследовательских действий. Развивать образные представления.

6.     Расширять представление о свойствах материалов. (бумага, дерево, лед)

7.     Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты.

8.      Cоздание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы к ближним.

9.     Формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с водой.

10.  Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

11. Формировать у детей бережное отношение к животным.

Воспитательные:

1.     Воспитывать у детей желание помочь игровому персонажу в решении проблемной ситуации.

2.     Воспитывать интерес к устному народному творчеству п средством чтения русских народных сказок.

3.     Bоспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию .

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.

Материалы и оборудование: корзинка, игрушка (Лисы, зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц», сюжетные картинки сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка –ряба», «Репка»); бумажный домик, домик из льда, домик из кубиков, лейка, вода, подносы.

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".

Форма организации: комбинированное.

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа): чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка", рассматривание иллюстраций. Д/игра с использованием ТРИЗ технологий «Хорошо – плохо», «Раз, два, три ко мне беги…»

Взаимодействие с родителями: продолжать знакомить детей с книгами.

Индивидуальная работа: для лучшего усвоения материала, работа с картинками.

Методы и приёмы:

-                  наглядный: демонстрация, рассматривание иллюстраций

-                  словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; педагогическая оценка, поощрения.

-                  практический: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка).

-                  игровой: сюрпризный момент.

Ожидаемые результаты:

-Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

-Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

-Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Словарная работа: объяснение слов: лубяная, ледяная, несу косу, на печи, посечи, трусливый, храбрый.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

(Дети заходят в группу и останавливаются на коврике.)

Игровая мотивация.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку,

Я сегодня в группу шла

И корзиночку нашла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красивую корзиночку я  сегодня нашла около нашей группы.

Воспитатель: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находится, надо сказать, вежливые слова.

Д/игра «Вежливые слова»

Какие вежливые слова вы знаете? 

Воспитатель: Молодцы, ребята присаживайтесь на стульчики! (воспитатель показывает лису). Кто же это в корзиночке спрятался?

Воспитатель: А это кто? (воспитатель показывает зайца) Ребята, вспомните в каких сказках встречаются лисичка и заяц. Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка «Лубяная избушка» Хочу такой сайт

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие герои были в этой сказке?

Д/игра с использованием ТРИЗ технологий «Хорошо – плохо»

Какая у зайчика была избушка?

Правильно, лубяная –она построена из чего? (показ картинки)

Ребята, лубяная избушка — это хорошо? Почему?

Какую избушку построила себе Лиса?

А ледяная избушка — это почему плохо?

- А какая беда случилась у зайчика?

-  Хорошо ли поступила лисичка?

-  Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису?

- Как думаете, собаки и медведь сильнее лисы?

-  Почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику? Они сильные, но трусливые.

-  Кто помог зайчику выгнать лису?

-  Что можно сказать про петушка, который меньше и слабее лисы?

Воспитатель: да, петушок мал, но удал. Ребята, а давайте покажем какие были животные в сказке.

Мимические упражнения.

1. «Злой медведь»: выражение лица злое, брови нахмурены.

2. «Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.

3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.

4. «Собачка не смогла помочь зайчику»: грустное выражение лица.

Ребята, давайте отдохнем!

Физминутка: «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).

Песню весело он пел (кивают головой).

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).

Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).

И собака, и медведь, зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).

И не с чем они уходят (расходятся).

Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Припеваючи, в ладу (руки по бокам).

Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули, но лисичка совсем грустная стала. Как вы думаете, почему? Правильно, ведь у нее нет домика и ей негде жить. Давайте ей поможем. Для этого нам нужно подойти к первому столу.

(Первая полянка «Бумажная», на ней всё делается из бумаги. Вторая полянка «Снежная», на этой полянке всё сделано из льда, и третья полянка «Деревянная», здесь всё сделано из дерева.)

1 полянка «Бумажная»

(На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)

Воспитатель: - Ребята, из чего этот дом?

- Значит он какой?

- Как вы думаете, что будет, с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? Бумага лёгкая или тяжёлая? А если вдруг пойдёт дождик? (Льёт из лейки на бумажный дом). Что случилось с бумагой? Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? Почему?

2 полянка «Ледяная»

(На столе поднос, на нём домики из льда, лейка)

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего этот домик?

- Значит он какой? Представляете, какой красивый домик можно построить из льда (Демонстрирует дом). Потрогайте его, какой он на ощупь?

- Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер? (Вместе дуют, ничего не происходит).

- Никакой ветер не страшен такому дому! А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой, даёт полить детям). Что случится тогда? Подойдет такой материал для строительства дома, для Лисы?

3 полянка «Деревянная»

(На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка)

Воспитатель - Из какого материала изготовлен этот дом? Значит, домик какой?

Можно ли, Лисе жить в таком доме? Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит) Почему? А сейчас, сожмите в кулачке деревянный брусок и определите холодное дерево или тёплое? А если вдруг пойдёт дождь? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома?

Воспитатель: Ребята из каких материалов мы пытались построить дом? Перечислите, их!

- Молодцы! Какой материал подходит для нашего дома? Почему? Правильно вы сказали ребята для домика подходит дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым.

Воспитатель: давайте пройдем на свои места. (на стульчиках лежат картинки животных из сказки)

Д/игра с использованием ТРИЗ технологий «Раз, два, три ко мне беги…»

«Раз, два, три ко мне беги у кого на картинки есть кто-то с пёрышками. А теперь с пушистым хвостиком, с длинными ушками. Дети подбегают к воспитателю.

Рефлексия:

Воспитатель: ребята, скажите из какой сказки у нас сегодня были гости?

- Как она называется?

- Кто помог зайчику?

- Из каких материалов мы пробовали строить дом для лисички? Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная, как стояла, так и стоит по-старому и теперь у Лисички то же есть прочный и теплый домик, и она не будет больше обижать зайчика.

Воспитатель: Ребята, вы все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали меня. А сейчас мы с вами отправимся на прогулку.

Спасибо за занятие! Дети выходят из группы.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».