01.12.2020
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья педагогов, преодоление отрицательных переживаний, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции в условиях творческой деятельности.
Мандала (в переводе с древнеиндийского «круговой», «круг», «диск») – понимается в широком смысле слова, как рисунок в круге. Изображения мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в архитектурных композициях.
Кроме того, мандалы могут быть формами, созданными самой природой. Вопрос к педагогам: Какие природные мандалы вы знаете? Снежинка под микроскопом, радужка глаза, планета Земля из космоса - также мандалы. Психотерапевтическую ценность мандал открыл швейцарский психиатр - Карл Густав Юнг. Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы - круг, квадрат, треугольник.
Цели работы с мандалой:
-гармонизация внутреннего
психологического состояния;
-формирование позитивного отношения к себе;
-снятие внутренней тревожности, стресса;
-активизация работы бессознательного;
-развитие внимания, тренировка памяти;
-развитие визуального мышления;
-развитие творчества.
Для дошкольников работа с мандалой способствует развитию мелкой моторики руки, воспитанию аккуратности, тренирует концентрацию внимания и произвольность поведения.
Мандала-терапия -
эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем. Работа может
проводиться в групповом и индивидуальном режиме, как со взрослыми, так и с
детьми.
2 года Рисование в пустом
круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой
(воспитателем) безопасными пальчиковыми красками. Используются три основных
цвета: красный, желтый, синий.
3–5 лет Раскрашивание готовых
мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12
цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
6–7 лет и старше Раскрашивание
готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать
в работе более сложные акварельные краски.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками,
тушью, простым карандашом.