14.09.2020
Ccылка на видео
1 Психофизиологические особенности детей четвертого года жизни.
Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).
Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.
Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.
Развитие речи занимает значимое место среди особенностей умственного развития детей 4 лет. Словарный запас уже включает примерно 1500 слов. Главная особенность речи – «переделка» и сокращение услышанных слов. Это те придуманные слова, которые вызывают смех и умиление, например, «копатка» вместо «лопатка», «сипед» вместо «велосипед». Исправляйте неверные варианты произношения слов и чётко повторяйте верные. Для улучшения разговорных навыков и повышения лексикона вместе произносите скороговорки, читайте книжки, много разговаривайте.
Нет точных рекомендаций, как воспитывать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних ребят:
- Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
- Похвала по маленьким и большим поводам. Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
- Навыки самообслуживания. Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
- Наблюдение у врача. Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
- Здоровая пища. Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
- Режим. Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
- Полезные игры. Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
- Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
- Поиск друзей. Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
- Правила без исключений. Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
2. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию дошкольника.
воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.
Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.
Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.
Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.
Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.
Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.
3. Выборы родительского комитета
1.Абдукадырова Д.
3. Шайхмамбетова З.
4. Адаптационный период в детском саду. Кризис трех лет.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша
это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером
дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу
начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Родителям важно знать, что при поступлении
в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни
ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди,
меняются приемы воспитания, обстановка. Процесс привыкания ребенка к детскому
саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех
физиологических систем организма. Адаптивные возможности ребенка дошкольного
возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию
и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным
нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
Чувства и реакции ребѐнка при адаптации
При первых посещениях садика ваш малыш испытывает целую гамму ощущений, его
захлёстывают самые разнообразные эмоции:
1. Гнев — спутник сильного
стресса. Вовремя адаптация ваш малыш может стать очень ранимым. Вызвать его
гнев и агрессию можно чем угодно — словами, действиями или даже случайным
прикосновением;
2. Еще одним спутником
отрицательных эмоций ребенка является сильный страх. В первые несколько дней
садик для вашего малыша становится серьезной угрозой. Он начинает бояться
незнакомых детей и новых взрослых, ведь это новые лица, он их никогда не видел;
3. Положительные эмоции.
Они также присутствуют и идут в противовес отрицательным. Ваше чадо испытывает
эффект чего-то нового. Это может на время отвлечь его от «тяжелых» мыслей.
Помните, чем быстрее пройдет адаптация, тем больше позитива от посещения
детского сада получит ваш малыш;
4. Познавательная деятельность
на фоне сильного стресса часто снижена. Ребенок хочет понять, что происходит,
он растерян и запуган. Первое время его не интересуют даже игрушки;
5. Социальные контакты
затруднены до тех пор, пока ваш малыш не станет на путь налаживания общения с другими
детьми;
6. Социальные навыки в
стрессовой ситуации часто теряются. Ребенок мог самостоятельно есть, одеваться
и обуваться, но в один момент он словно об этом забывает. Все приходится
начинать заново. Таких малышей воспитатели учат заново кушать, одеваться и
умываться;
7. Сон практически
пропадает или становится очень беспокойным. Ребенок может нормально уснуть, но
уже через 10 минут сидеть на кровати;
8. Двигательная активность
во время адаптации сильно заторможена, а сам ребенок становится малоактивным.
Однако может быть и прямо противоположная реакция, и малыш становится
гиперактивным;
9. На первых порах меняется
речь, ухудшается словарный запас. Причина банальна — сильный стресс. Через
время это проходит;
10. Изменение аппетита — еще
одна возможная проблема во время адаптации. При этом он может как ухудшиться,
так и усилиться.