21.05.2020
Тема: «Народные подвижные игры, их значение в
физическом воспитании дошкольников»
Введение
Игра самая
любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным
потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни ребенка и является главным средством
воспитания и оздоровления.
Играя, ребенок
удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже
освоенный материал.
С помощью
народных подвижных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся
действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к
занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.
Актуальность
В условиях
современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности
человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями,
подвижными играми.
Народные игры
являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них
положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию
двигательных умений и качеств.
В народных играх
ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их
основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный
фольклор воспитывает уважение , гордость за землю на которой живёшь,
формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой,
красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить
соперников.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих
предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к
культурным традициям своего и других народов.
Е.А. Аркин
утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками
должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные
игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую
роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его
организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем
воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных
движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества,
совершенствуется ориентировка в пространстве
Народные игры,
имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой
старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие
национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки»,
«Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех
играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки,
поймать мяч или попасть мячом в цель.
Для начала я
обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К
сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы
понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее
для развития ребенка.
Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие
двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и
мыслительной деятельностью средствами народной игры.
Задачи:
1.
Изучение методической литературы по теме
самообразования;
2.
Укрепление здоровья воспитанников, активация
и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их
познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры;
3.
Обогащение двигательного опыта детей;
4.
Развитие эмоционально-волевой сферы -
формирование умения подчинять поведение игровому правилу;
5.
Развитие нравственных качеств личности;
6.
Создать условия для развития речи
дошкольников через активацию и расширение словаря о природном и животном мире;
7.
Развитие чувства ритма, такта и умение
повторять;
8.
Способствовать установлению взаимоотношений
ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемый
результат:
Обогащение знаний и представлений детей о предметах,
материалах русского фольклора.
Обобщить опыт работы по организации воспитания
доброжелательного отношения к нашим традициям.
Повышение уровня развития детей в физическом развитии;
Отображение впечатлений полученных во время народных
подвижных игр в продуктивной деятельности
Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый
интерес к подвижным играм.
Этапы работы по
самообразованию:
Информационно - подготовительный этап:
1. Изучение темы: «Народные подвижные игры, их значение в
физическом воспитании дошкольников»;
2. Изучение методической литературы по данной проблеме:
- Борисова М. М. «Малоподвижные игры и игровые
упражнения». «Мозаика-Синтез», 2015,
-Литвинова И. Н. «Детские народные подвижные игры».
- Пензулаева Л. Н. «Физкультурные занятия в детском
саду». Подготовительная группа. «Мозаика-Синтез», 2014;
-Пензулаева Л. Н. «Физкультурные занятия в детском саду».
Старшая группа. «Мозаика-Синтез», 2014;
-Степанкова Э. Я. «Сборник подвижных игр».
«Мозаика-Синтез», 2015.
3. Составление перспективного плана работы
Практический этап
1.Использование методики на занятиях, на прогулках, в
свободной деятельности, в играх, в индивидуальной работе с детьми;
2. Разработать картотеку «Народные подвижные игры», «Игры
народов Крыма», «Татарские народные игры (для старшего дошкольного возраста)».
3. Знакомство с народными подвижными играми
4. Использование
подвижных игр на различных мероприятиях;
5. Консультации для родителей: «Правила
безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Народные игры в семье», «Народные игры», «Играйте с
детьми в народные подвижные игры», «Роль родителей в приобщении дошкольников к
здоровому образу жизни», «Подвижные игры народов России».
6.Анкета для родителей «Организация подвижных игр дома».
7.Оформление стендов информацией по данной теме: Памятка с
советами по проведению подвижных игр.
8. Папка-передвижка «Физическое воспитание. Советы
родителям»;
8. Проведение мониторинга по Физическому развитию на
начало и конец учебного года.
Итоговый этап
Анализ созданных педагогических условий для развития
Самореализация:
1.Подготовка плана работы на год
2.Отчёт о
проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Работа с родителями
Наглядная информация для родителей:
Памятка для
родителей с советами по проведению подвижных игр.
Папка-передвижка «Физическое воспитание. Советы
родителям»;
Консультации для родителей «Правила
безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Народные игры в семье», «Народные игры», «Играйте с
детьми в народные подвижные игры», «Роль родителей в приобщении дошкольников к
здоровому образу жизни», «Подвижные игры народов России».
Анкетирование «Организация подвижных игр дома».
Перспективный план
самообразования.
Тема самообразования: «Роль подвижных игр в
развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»
Учебный год |
Тема самообразования |
2017 - 2018 |
«Роль подвижных игр в развитии двигательной активности
детей дошкольного возраста» |
2018 - 2019 |
«Развитие физических качеств детей младшего дошкольного
возраста по средствам подвижных игр» |
«Народные подвижные игры, их значение в физическом
воспитании дошкольников» |
Тема: «Народные
подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников»
2019/2020 учебный год
Месяц |
Формы работы |
||
|
С детьми |
С педагогами |
С родителями |
Сентябрь |
Изучение темы: ««Народные подвижные игры, их значение в
физическом воспитании дошкольников» Мониторинг Подвижные игры: Русская народная игра «Горелки с платочком», «Коршун»,
«Капуста» Крымско – татарская народная игра «Серый волк» (Сары
буре), «Татарский плетень» Украинская народная игра «Хлiбчик» |
|
Беседа «Знакомство детей с русской народной игрой» Консультация «Организация совместного семейного отдыха
на природе» |
Октябрь |
Подвижные игры: Русская народная игра «Лягушки на болоте», «Стрекоза». Белорусская народная игра «Хлоп, хлоп, убегай!», «Млын» (мельница), «Хлоп, хлоп,
убегай». |
Картотека «Народные игры» для младшей группы |
Анкета «Организация подвижных игр дома» Папка – передвижка «Игры для здоровья» |
Ноябрь |
Подвижные игры: Русская народная игра «Волк», «Горелки». Башкирская народная игра «Липкие пеньки». |
|
Консультация «Роль родителей в приобщении дошкольников
к здоровому образу жизни» |
Декабрь |
Подвижные игры: Русская народная игра «У оленя дом большой», «Два
мороза». |
Консультация «Народные игры в семье» |
|
Январь |
Подвижные игры: Русская народная игра «Мороз – красный нос», «Золотые
ворота», «Гуси – Лебеди». |
Консультация для воспитателей на тему: «Организация народных
подвижных игр в ДОУ» |
Папка-передвижка «Физическое воспитание. Советы родителям» |
Февраль |
Подвижные игры: Русская народная игра «Дедушка Рожок» «Смелый, ловкий и умелый» |
Консультация «Подвижные игры народов России» |
|
Март |
Подвижные игры: Крымско – татарская народная игра «Тимербай», «Сокол и
голуби» |
|
Памятка с советами по проведению игр |
Апрель |
Подвижные игры: Русская народная игра «Слепец и поводырь», Народная казахская «Подними монету» (Куме алу). |
Картотека «Народные игры» для подготовительной группы |
Консультация для родителей «Народные игры» |
Май |
Мониторинг Подвижные игры: Русская народная игра «Пирог» Татарская народная игра «Продаём горшки» Украинская народная игра «Спрятанный колокольчик» |
Выступление на педсовете «Отчёт о
проделанной работе по теме самообразования» |
Консультация «Играйте с детьми в народные подвижные
игры» Папка – передвижка «Картотека «Народных подвижных игр» |
Результат/практический выход |
Изготовить картотеки к народным подвижным играм |
Перспективный план по теме самообразования: «Народные
подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников» |
Материал для проведения анкетирования, информация для
консультаций, папки - передвижки |