27.01.2020
Развитие
речи детей младшего дошкольного возраста
Своевременное и
полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий
нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию
речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем.
Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его
речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с
предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов
питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя
словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные
суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо
научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные
отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут
подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
·
Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
·
Задавать вопросы;
·
Активно включаться в разговор;
·
Объяснять содержание картины, ситуации;
·
Рассказывать о предметах, игрушках,
событиях. Узнавание действий на
картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в
небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет,
что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает
окончание истории.
Ребёнок этого
возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в
повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о
каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4
лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со
сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать
в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться,
выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам
сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление
нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и
настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра
мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил
хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях,
в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка
грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
·
развитии умения согласовывать слова в предложении;
·
употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
·
употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
·
«Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
·
«Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок,
собака-щенок…
·
«Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка),
стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи
специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти
лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у
ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже
сейчас:
·
развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи
простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит
стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
·
поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий
в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
·
упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не
допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю,
баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да
шубка – вот и весь Мишутка».
·
развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто
тебя позвал?»).
·
развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать
длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а»,
«у-у-у»…).
·
развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет
волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при
выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики
работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые
активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за
формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий
пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что
дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную
речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.