Тема периода: «Народная культура и традиции» (01.04.2020)

01.04.2020

Беседа: «Народы Крыма и их традиции». 

 

     

  

Цель. Обобщить представление детей о праздниках, об обычаях и традициях Крыма. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям крымских народов приобщая к истокам духовной культуры.

Ход беседы

-Есть на земле удивительный полуостров, который населяют народы

разных национальностей. У каждого народа свой язык. К языку необходимо относиться с уважением – ведь это богатство, которое передали твои родители.Его нужно хранить и беречь, чтобы затем передать своим детям. Для нас всех этот полуостров является Родиной, местом, где мы родились и трудимся , где живут наши родители и друзья.

— Наши предки умели и любили веселиться. Спросить, любят ли дети праздники? А почему? А какие они знают праздники? Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? 

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Рассказать детям, что крымские татары, на берегах Крыма поселились очень-очень давно. Чем же они занимались?  - пчеловодством, охотой, сбором ягод и грибов, рыболовством, скотоводством. 

- Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая семья. Мы все - народы нашего Крыма. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов.

Ребята и русские, украинцы и крымские татары не только трудятся, но и любят веселиться. Важным национальным праздником у татар является праздник Кыдырлез Байрам. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Празднуется он в мае, это праздник весны и плодородия. На площадях, в скверах, в парках собираются татарские семьи, молодежь, дети. Все веселятся, обязательно проводится концерт, готовятся горячие кушания и всех присутствующих на празднике угощают. А еще проводится национальная борьба Куреж, борьба с затягиванием пояса. В этот праздник пекут хлебец КЪАЛАКАЙ, КЪАЛАКАЧ или КАЛАЧ. На землю стелится ткань, хлебец пускают по этой ткани и смотрят урожайный будет год или нет.

Рассказать детям про украинский народ.

Вся жизнь украинцев, как будничная, так и праздничная, пропитана сводом интересных  обычаев, которые прошли сквозь века. Украинская молодежь, как правило, с удовольствием перенимает эти традиции, поддерживая духовную преемственность со своими предками.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/19/prezentatsiya-na-temu-narodnaya-kultura-i-traditsii
https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/02/09/albom-dlya-detey-krymskie-tatary
https://infourok.ru/prezentaciya-tradicii-i-obichai-ukrainskogo-naroda-2460762.html

 

Подвижные  народные игры Крыма

https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-igri-narodov-krima-3394325.html

  

Рекомендации по чтению Художественной литературы. 

Цель: развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно и заинтересовано слушать произведения, продолжать знакомить детей с литературным наследием, воспитывать любовь к русским сказкам.

Чтение и обсуждение русских, украинских, крымско – татарских народных прибауток, закличек, небылиц.

Русская народная сказка «Бычок - черный бочок, белые копытца».

Сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане».

 Сказка «Василиса Прекрасная»

Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка» https://www.google.com/search?

 Ознакомление с окружающим миром

Тема:  «Народная культура и традиции русского народа»

Цель. Ср. гр. Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры

Ст.гр. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского  народа. 

Программное содержание: Ср. гр.: вызвать интерес к познанию культуры своего народа Знакомство детей с русским бытом, утварью. Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки. Развитие интереса к познанию нового материала. Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

Ст.гр. Вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру; расширение знаний о культуре и традициях русского народа. Рассказывать о русской избе, предметах быта, одежды. Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры.
Воспитывать интерес, любовь к народной культуре

Провести беседу о нашей Родине,

Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)

У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день «Восьмого марта», Масленицы с блинами и катанием на горках и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы,...
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России? (овощи, пшеницу, рожь, фрукты...)

В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай, борщ, пельмени...

Воспитатель: Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», «Гуси, гуси», «Медведь и пчелы». 

 Загадки.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…( Жмурки!)

Воспитатель: Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день. (Прятки!)

Воспитатель:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…( Горелки!0

Раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната).
Домотканые изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Пекли хлеб или каравай . Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» . Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните.

Русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Спросить у ребенка, что такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками. Назвать народные сказки.  Вспомнить с детьми, какие они знают пословицы и поговорки

 

Рекомендации по речевому развитию

 

Тема. «Устное народное творчество. Потешки». Обогащение словаря

Цель.  Ср.гр. Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками.

Ст.гр. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество»; обогащать словарь русскими потешками.

Игра «Угадай сказку»

1.«Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)

2. Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка - в печку!

Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом завертелось, закружилось

И помчалось колесом? (мойдодыр)

3. Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке. (Тараканище)

4. У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон Откуда?

От верблюда

Что вам надо?

Шоколада. Для кого?

Для сына моего. (Телефон)

5. Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар. (Муха-Цокотуха)

6. Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица! (Доктор Айболит)

 

 «Чистоговорки»

1. Са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си - мы едем мимо на такси.

Са-са-са - по лесу идет лиса,

Со-со-со - лиса катит колесо.

2. Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше - это утка в камыше.

Ша-ша-ша - выходи из камыша.

3. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу — врач идет к грачу.

Чо-чо-чо – у меня болит плечо.

 

Потешки

 «Волк и Лиса»

После ярмарки в лесу,

Волк встретил рыжую лису:

Волк. Как кума – лиса дела?

Лиса. На базаре я была.

Волк. Что ты так устала?Хочу такой сайт

Лиса. Уток я считала.

Волк. Сколько было?

Лиса. Семь с восьмой.

Волк. Сколько стало?

Лиса. Ни одной.

Волк. Где же эти утки?

Лиса. У меня, в желудке.

 «Сказочка»

Я вам сказку расскажу

Дли-и-и-и-инную предли-и-и-и-инную,

Сказку интересную, сказочку старинную:

«Как под мельницей,

Под вертельницей

Подрались два карася…»

Вот и сказка вся!

 

Пословицы и поговорки.

• Щи да каша (еда наша)

• Что на уме (то и на языке)

• Хорошо в гостях, (а дома лучше)

• Старый друг (лучше новых двух)

• Без труда не (выловишь и рыбку из пруда)

• Семеро одного (не ждут)

• Язык болтает (рукам мешает)

• Сделал дело (гуляй смело)

 

Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол»

 https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/05/31/prezentatsiya-k-ood-po-razvitiyu-rechi-chtenie-skazki-fenist

 finis_yasnyy_sokol.pptx

 

Рисование

Тема. «Роспись олешка»

Цель:  Учить расписывать шаблон по мотивам народных декоративных узоров.

     

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму.  А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)

     

- А  какие  узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

 

Рекомендации по формированию математических представлений

Тема. Познакомить с делением квадрата на 4 равные части. Ориентировка на листе бумаги.

 Цель: Познакомить с делением квадрата на 4 равные части. Ориентировка на листе бумаги.

 Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».

 «Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (Предлагает двум вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными способами и объяснить свои действия.) Сколько частей получилось у каждого из вас? Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

Ребёнок складывает и разрезают каждую половину пополам, воспитатель комментирует их действия и кладут части на стол. Затем родитель уточняет: «Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) Что больше: целый квадрат или его одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата? Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?» (показать сравниваемые части.)

Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».

 Попросить детей разделить квадраты на четыре равные части любым способом. Предварительно дети рассказывают о последовательности своих действий.

«Я буду давать задания, а вы показывать части квадрата. Составьте целый квадрат из четырех частей. Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».

 

 

Аппликация

Тема: «Украсим сарафаны матрёшек»

Цель. Ср. гр.  Ст.гр.: Продолжать учить детей вырезать и наклеивать изображения круглой и квадратной формы

 Я Матрёшенька, я круглёшенька,  

                          Щёчки пухленькие, сама кругленькая,

                          До чего же хороша, замечательна!                

                            Я очень рада  вас видеть.»

Рассмотреть матрёшку, из чего она сделана, какой узор на сарафане.

 А из чего сделаны  эти матрёшки?» («Из бумаги»)

- «Значит, они какие?»

- «Бумажные»

- «Посмотрите, вот они!                                                                                                                                                                

               Удивительно бледны,

                   Мастера. Скорей за дело,

                   Украшай матрёшек смело,

                   Составляй любой узор,

                  Чтобы радовал он взор.

-Но что же с ними случилось? И вовсе они не нарядные! Где же их красивые сарафанчики? Что же делать? Как нарядить матрёшек? Что нужно сделать, чтобы матрёшки стали нарядные, красивые, как их деревянная подружка?»

-«Украсить их сарафаны»

- «Ребята, поможем разукрасить сарафаны (дети самостоятельно вырезают из бумаги круги и квадраты и наклеивают их на сарафан матрёшки)

 

    

 

Существуют правила работы с ножницами:

  На столе ножницы должны лежать закрытыми.

  Передавать их следует кольцами вперёд, держа за сомкнутые лезвия.

  При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.

  Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.

  При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.

  Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.

  Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги - это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.

  Вырез в форме острого угла делают в два приёма.

  Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.

  Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.

 

Рисование.

Тема. «Филимоновская лошадь»

Цель: Ср. гр. Учить расписывать силуэт филимоновской игрушки Ст.гр. Учить расписывать шаблон филимоновской игрушки, передавая особенности используемых мастерами красок, узоров и элементов

Рассказать детям о Филимоновской игрушке

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

- Как вы думаете, из чего делают филимоновские свистульки?

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.

Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.

- У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Длинные шеи.

Воспитатель: Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки.

- Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Рисовать нужно аккуратно, кончиком кисти, чтобы линии получились ровные и тонкие.

Первый этап:

Игрушку "желтят". По белому фону обожженой игрушки наносят первый цвет - желтый. Это основа для дальнейшей росписи. Рассписывают широкой кисточкой. Основные элементы - линии, кружки, полосы.

  

Второй этап:

Рассписывая игрушки используют красный цвет (иногда говорят "фуксированный" или "малиновый"). Рассписывают тонкой кистью.

Линии должны быть тонкими. Роспись ведется по контуру желтлго. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

Третий этап: Накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Линии тонкие. Расписывают тонкой кистью (белка, колонок) №1. Роспись ведётся между красными линиями.

У людей и части животных, как правило стоящих на двух лапах, кофточки расписывают красным. Лица людей оставляют белыми. Зелёным выделяют глаза, красным - рот

   
Дистианцион обучение по теме периода «Народная культура и традиции» (01.04.2020).docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».