Семинар для педагогов на тему: «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
25.03.2020
Деловая игра «Малые
фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной
культуре».
Цель:
привлечь педагогов к изучению данной темы,
посредством приобщения их к культурному наследию.
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница
мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт
многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры,
которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского
фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь
появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих
поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего
особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми
громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения
рассказывать детям сказки и предания своего народа.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки,
прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков,
теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей
постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый
мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Сейчас я хочу провести разминку со всеми, кто собрался в
этом зале, а разминка называется:
Определи жанр
устного народного творчества.
«Друг познаётся в беде» (пословица)
А коток, а коток,
Кучерявенький лобок,
Украл бабушкин клубок
Да и спрятал в уголок.
А бабушка догнала
И за ушко подрала. (потешка)
Русский медленно запрягает, да быстро едет (поговорка)
«Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки» (частушка)
«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не
владеет ни одним» (поговорка)
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)
Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе На медвежьей тропе! (закличка)
Сидящие в зале педагоги делятся на две команды (Сударушки и
Марьи Искуссницы.)
Пословицы
и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают
воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные
в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех
процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по
аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей
насмешишь».
1 Конкурс: Игра «Собери пословицу» (Составить пословицу по
карточкам, которые разрезаны на слоги.)
- Ле ни ться
да гу лять доб ра не ви дать
- Вол ков боя
ться в лес не хо дить
- Жар кос тей не ло мит
- Без тру да не вы та щишь
и рыб ку из пру да
- Ши ло в меш ке не ута
ишь
- Че ло век без дру зей
что де ре во без кор ней
Сказки
С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки,
укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши
просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз.
Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором
творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам
хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
2 Конкурс: «Какой герой сказки»
Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать
какой герой из сказки.
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
(Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись
большая, да и побольше!)
6. Что говорила в это время лиса?
(- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий
хвост!)
7.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти
туда?
8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Загадки –
важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию
ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от
ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную
перед ним задачу.
3 Конкурс: «Загадки».
1.Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы
руки.)
2.Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
3.Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не
видел, а всякий слышал ( эхо )
4.Что с земли не поднимешь? (Тень.)
5.Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском —
плеск. (Гроза.)
6.Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
7.Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро —
золото. (Яйцо.)
8.Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали
различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований,
суеверий. Скороговорка – старинная забава, это игра - веселая и безобидная, а
главное - очень и очень полезная. Играя в скороговорки, можно научиться четко и
ясно произносить звуки. А ведь это так важно! Не каждому удаётся повторить
скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама
скороговорка запоминается навсегда.
4 Конкурс: «Скороговорки»
1. В какой музыкальный инструмент любили играть белые бараны?
(Белые бараны били в барабаны.)
2. Какой головной
убор купила кукушка своему любимому сыночку? (Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.)
3. Что летит от
топота копыт? (От топота копыт пыль по полю летит.)
4.Кого
увидел Грека в реке?( Ехал Грека через реку, Видит Грека в реке рак. Сунул
Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.)
Заклички —
важный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора. Это обращения
к явлениям неживой природы - к солнцу, дождю, радуге. Иногда дети исполняют
заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик
пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»).
Заклички «украшают» народную игру, делают её ярче,
веселее. Звонкие детские голоса, выкрикивающие закличку, создают отличное
настроение, побуждает к активному действию, вызывают наибольший интерес к игре.
5 Конкурс: Угадай, с какой игры закличка
- Кто
там?
-
Покупатель.
-
Зачем пришел?
- За
краской.
- За какой?
Ответ: это игра «Краски»
Проходите, господа, открываем
ворота,
Первой
мать пройдёт,
Всех
детей проведёт.
Первый
раз прощается,
Второй
раз запрещается.
А на третий раз не пропустим
вас.
Ответ: это игра «Золотые ворота»
Я ношу, ношу колечко
И кому-то подарю!
Ответ: это игра «Колечко»
Вам прислали сто рублей
Что
хотите, то купите,
Чёрный,
белый не берите,
"Да" и
"нет" не говорите!
Ответ: это игра «Вы поедете на бал?» или игра «Фанты»
Заря-зарница,
Красная
девица,
По
полю ходила,
Ключи
обронила,
Ключи
золотые,
Ленты
голубые,
Кольца
обвитые -
За водой пошла.
Ответ: это игра «Заря»
Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших
предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души.
В старину хороводы водились на особенных
местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки,
лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах
собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные.
Приглашаются все педагоги на хороводную игру «Звонари».
Игра
в «Звонари».
А
играли на Руси в неѐ так.
Выбирались
двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-«жмурка».
Все
играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на
середину
круга. «Жмурке» завязывали глаза.
«Звонарь»,
приговаривая:
«Диги-дон,
диги-дон, отгадай, откуда звон!»-
увѐртывался
от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его
поймать
и обхватить пояском.