27.01.2020
Консультация для родителей детей подготовительных групп
«Нам пора в школу»
Ваш
ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители.
Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению
в школе. Некоторым детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму,
портфель, школьные принадлежности, а другим интересно узнать что-то новое. Но
иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют
познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо
прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его
требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу
одновременно.
Непроизвольным
вниманием дети обладают в самом раннем
возрасте: это
внезапный звук, свет, движение, оно помогает ориентироваться в пространстве.
Произвольное
внимание появляется, когда человек специально
сосредоточивается на чём - либо. Вот тогда и включается воля, умение себя
организовать. Детям это бывает трудно, поэтому, чтобы привлечь их внимание
воспитатели прибегают к непроизвольному вниманию: хлопнуть в ладоши, ударить в
бубен, позвонить в колокольчик, пригласить в «гости сказочный персонаж». Но
удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, тем более детям. А
процесс обучения в школе требует от детей в первую очередь произвольного
внимания, которое необходимо тренировать.
Игры,
которые помогают тренировать внимание.
«Угадай,
что изменилось?»
На столе стоят
игрушки или предметы. Ребёнок закрывает глаза, предмет убирают(добавляют,
меняют на другой) . Открыв глаза, рассказывает что изменилось.
«Кто во что
одет?»
Ребенок закрывает
глаза и его просят описать как одеты подруги и друзья. Сколько цветов на окне?
Кто привёл сегодня твоего друга в детский сад? Что в руках держала девочка,
которую мы встретили?
«Найди отличия»
Кто больше найдёт
отличий при рассматривании двух картинок.
«Пантомимические
этюды»
Детям предлагается
пройти так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении,
старушка, солдат и т. д.
Дети объединяются в
пары, договариваются, кто будет «говорящим»,а кто «отражателем». Воспитатель
шепчет на ухо «говорящему» какую- нибудь фразу: «За мной пришла мама».
Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое
чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.
«Выполни в
темноте»
Играющий в течении
1-2 минут рассматривает и запоминает расположение предметов на столе. Затем
играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые называют
ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.
«Построй в
темноте»
Играющий строит
одной рукой из кубиков высокий столбик, до тех пор, пока он не развалится. Чем
выше постройка, тем большее количество очков получает играющий.
«Дедушка Водяной»
Водящий в
центре круга с завязанными глазами сидит на корточках. Дети, взявшись за
руки идут по круги, произнося слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой?
Ты сиди и не молчи, пока не скажем : «раз, два, три!» Дети останавливаются, а водящий
«водяной» встает и идет вытянув руки. Наткнувшись на кого- нибудь из детей он
угадывает кто это, ощупав причёску и одежду ребёнка. Если он отгадал , то
водящим становится тот ребёнок.
«Кто увидит
больше всех?»
Любая репродукция
картины (например: В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван- царевич на сером
волке». Можно также использовать пейзажи и натюрморты) Картина вывешивается
перед детьми и предлагается рассказать, что на ней изображено. Плохо
рассказывающие дети могут назвать два- три главных предмета.
Дети с большим
запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Игра продолжается,
пока не будет названо всё существенное.
Вариант: Дети рассматривают картину, затем она
убирается. Ребята по памяти должны рассказать, что на ней изображено. Для
контроля картина вывешивается ещё раз.
Каждый воспитатель
стремится к постпроизвольному вниманию. Такое внимание не требует волевого усилия
(как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как
непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не
утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время организует деятельность
ребёнка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие, мышление,
память. Постпроизвольное
внимание — даёт интерес к происходящему, самое выгодное для детей и для
воспитателей: дети не устают, очень хорошо воспринимают и запоминают
информацию, воспитателю тоже интересно работать, можно многое успеть, многого
достичь.
Человеческая
психика — гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств,
процессов. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память,
формируем характер. Заботимся о наблюдательности — учим мыслить, понимать,
иметь собственное мнение. И так — во всём.
Каждый
ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов,
быстротой переключения с одного предмета на другой, степенью активности и
утомляемости. Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой, и
мы, взрослые (родители и воспитатели), должны повысить уровень его
интеллектуальной активности. Нельзя постоянно подавлять инициативу и волю
ребёнка. Напротив, бесконтрольный ребёнок не умеет организовать своё внимание,
у него нет такого опыта . Таких детей часто характеризуют в школе: «способный,
но невнимательный». Чтобы дети в школе не испытывали на неинтересном уроке
муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно
тренировать произвольное внимание.