Семинар - практикум педагога - психолога для воспитателей Познавательное развитие дошкольников. Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать.

20.05.2019

Цели:

1. Повысить уровень теоретической подготовки воспитателей в вопросах познавательного развития дошкольников.

2. Выявление педагогических условий развития познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Изучение сущности понятия «познавательное развитие»;

2. Выявление факторов и педагогических условий, влияющих на развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности, умения рассуждать.

3. Организация деятельности по развитию познавательной деятельности дошкольников

1. Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

Итак, первое высказывание Василия Александровича Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

Второе высказывание Артура Владимировича Петровского: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника). Вы правы, поскольку познавательная активность, – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог).

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Также, познавательно-исследовательская деятельность детей является одной из форм реализации образовательной программы ДОО согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

Один из принципов ФГОС ДО – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия;

- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и

начального общего образования);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Видим, что ФГОС ДО предполагает организацию работы в ДОО таким образом, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка. Ребенок – самостоятельная личность. Он способен наблюдать за собой и объектами окружающего мира, чувствовать, думать, выделять предметы и явления, особенно для него важные. Все это позволяет личности развиваться лишь тогда, когда инициатива исходит от нее же (личности) самой.

Три основополагающих принципа воплощения ФГОС ДО:

- самостоятельность

- инициатива

- творчество.

В любой детской деятельности развитие происходит только тогда, когда пройдены эти три этапа.

Говоря о познавательном развитии современных детей, замечаем следующую тенденцию: все чаще становится необходимым стимулирование и коррекция познавательных функций.

Развитие познавательных функций не может выступать самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок это умел делать, а чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем мире, организовывать свою жизнь, становиться более самостоятельным

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

Так, на стадиилюбопытствадошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета.Любознательностьпредставляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка дошкольного возраста проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью.

Новым качеством познавательного развития детей дошкольного возраста являетсяпознавательный интерес,характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы; познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относимпознавательную активность, основой развития которой служит целостный акт познавательной деятельности. Источником познавательной активности являетсяпознавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Отмеченные стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие ребенка как эволюционный процесс.

Финишные показатели познавательного развития дошкольника:

это первичное, обобщенное отношение к миру:

- познавательное отношение- мир удивителен, полон тайн и загадок - я хочу их узнать и разгадать;

- бережное отношение- мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны - я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить;

- созидательное отношение- мир так прекрасен, - я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

2. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

когнитивный,направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

деятельностный,отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование, направленной на формирование познавательной активности ребенка;

эмоционально-чувственный,определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

В работе с дошкольниками используютсяпознавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования вобучениисвязей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Можно перечислить следующие виды познавательного развития детей дошкольного возраста:

- наблюдение;Хочу такой сайт

- коллекционирование;

- экспериментирование;

- конструирование;

- сюжетно-ролевая игра;

- беседы;

- рассматривание;

- моделирование.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста являетсяэкспериментирование,

Которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относитсяпроектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В практике современных дошкольных организаций используются следующие типы проектов:

Исследовательские проекты (они требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования) ;

Творческие проекты(как правило, данные типы проектов не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения) ;

Игровые (ролевые) проекты(структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы). Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети

Информационно – практико - ориентированные проекты(они изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Причем результат проекта обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей).

В последнее время в дошкольном образовании широко используетсяисследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

– ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

– предлагает возможные решения;

– проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

– делает обобщения.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

3. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создатьразвивающую предметно – пространственную среду.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку.

Мероприятия, спланированныевне занятий,являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

• Традиция «Наши славные дела»;

• Познавательные занятия;

• Рассказы педагогов «Знаете ли вы… »;

• Подбор материала о животных и растениях;

• Выращивание рассады вместе с детьми;

• Календарь жизни группы;

• Коллекционирование.

Таким образом, чем более подготовленным придет ребёнок вшколу– имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

(памятка воспитателю по работе с семьей)

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

• становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;

• формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;

•формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

•развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

•развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Возможны совместные семейные проекты, например такие, как «Генеалогическое древо нашей семьи», «Семейная коллекция», «Доисторический лес», «Путешествие по карте».

. Игра "Нити счастья"

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья.

Встаньте в круг пo плoтнее, так, чтoбы чувствoвать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кoго oкажется мoток нитoк, дoлжен oтветить на вoпрос: "Чтo такoе счастье?" и передать этoт мoток челoвеку стoящему справа oт вас. Следующий участник пoвторяет предыдущий oтвет и дoбавляет свoй и т.д. пo кругу. Oбыкновенный мoтoк нитей, сoвершая путь oт oдного челoвека к другoму, станoвится мoтком Нитей Счастья.

Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».