20.05.2019
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по- прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации.
Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Когда я училась в школе, мы изучали всем известные падежи. Так вот наша учительница, чтобы нам было легче, научила нас вот такой смешной фразой
"Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" это было прекрасное средство для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный. Нам было очень смешно! Но я до сих пор помню эту фразу.
Так вот, слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – технику запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Мнемоника (греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной
записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:
• Кодирование в образы
• Запоминание (соединение двух образов)
• Запоминание последовательности
• Закрепление в памяти
Мнемотехника помогает развить:
• Связную речь
• Воображение
• Зрительное и слуховое внимание
• Словарный запас
• Зрительную и слуховую память
• Ассоциативное мышление
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотехника состоит из:
• Мнемоквадратов
• Мнемодорожек
• Мнемотаблиц
Мнемоквадрат– это отдельный схематический рисунок с определённой информацией
Мнемодорожка– это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно
Мнемотаблица– это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении.
Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы могут использоваться:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
При загадывании загадок
Составление рассказа о весне
Результаты работы с мнемотехникой у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.