Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Такие разные ключи» для детей старшего дошкольного возраста

10.02.2024


Цель: Расширять и углублять представления детей об объектах природы и их свойствах с использованием технологии проблемного обучения.

Задачи:

Образовательные:

- Формирование представлений о многозначных словах, с использованием технологии проблемного обучения.

- Вводить в словарь детей многозначные слова.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.

- Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения у детей.

- Поддерживать стремление детей к наблюдениям за природными явлениями, неживыми объектами, к экспериментированию, наблюдению и другим способам деятельности для познания свойств объектов неживой природы (песка, глины, почвы), продолжать знакомить с многообразием водных ресурсов.

Развивающие:

- Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

- Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

- Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательноисследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов.

- Продолжать развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, выдвигать и доказывать свои предположения.

- Развивать у детей способность самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство.

Воспитательные:

- Воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества

- Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми

- Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.

Виды деятельности:

познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы:

-игровой (использование сюрпризных моментов);

- проблемный метод (проблемного изложения информации);

-наглядный (использование картинок-снежинок, экрана, проведение опыта с оборудованием);

-практический (работа с картинками – снежинками, с опытом);

-словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, беседа).

Демонстрационный и раздаточный материал:

ИКТ, презентация, указка, запись вальс снежинок, звук журчания родника, словарь, оборудование для проведения опыта, картинки-снежинки, 3 магнитных доски, магниты, раскраска шаблоны слои земли, цветные карандаши (оранжевый, коричневый, синий, желтый), 6 стаканчиков для карандашей, столы, стулья, словарь, точилка.

Предварительная работа:

- экспериментирование с песком, глиной, почвой;

- просмотр презентаций «Планета Земля», «Состав почвы», «Полезные ископаемые»;

- чтение стихов про планету Земля.

Словарная работа: ключ-родник, скрипичный, гаечный, ключевая, родниковая вода.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в экспериментальной деятельности.

  2. Развивается любознательность и интерес к природе путем экспериментирования.

  3. Повышение познавательной активности.

  4. Стремление развивать (совершенствовать) критичность мышления, способность к творческому мышлению, опираясь на эмоционально-ценностный компонент учебно-познавательной деятельности.

  5. Повышение качества знаний по данной теме.


Ход занятия:


1.Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, я рада видеть вас сегодня такими веселыми. И чтобы у нас было такое хорошее настроение на протяжении всего занятия, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга.


Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"

Солнцу: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"


Дети садятся на стульчики


2. Основная часть. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.


- Ребята, я вам расскажу какой случай произошел с двумя мальчиками Сашей и Сережей.. Хотите послушать?

Прослушивание рассказа: (Слайд 2)

«Однажды встретились два друга: Сережа и Саша.

-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ,- сказал Сережа.

-Сережа, как же так? Ты что в лесу заблудился?

- А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга.

Пожали плечами и разошлись»


- Вот такая произошла история.


1 этап. Вопросы к детям по содержанию рассказа

-О ком этот рассказ?

- Что случилось с Сережей?

-А что ответил Саша?

- Почему же друзья разошлись?Хочу такой сайт

- Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они не поняли друг друга? (Запутались, не объяснили друг другу, о каком ключе говорил каждый…)

- Давайте поможем мальчикам разобраться.


2 этап. Актуализация знаний.


- Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации ключей.


Слайд 3 (ключ дверной)

Ребёнок рассказывает об этом ключе. Дверным ключом открывают дверь, он необходим для отпирания и запирания замка.


Слайд 4 (ключ гаечный)

Ребёнок рассказывает о гаечном ключе. Это инструмент, чтобы закручивать и откручивать гайки и болты.


Слайд 5 (ключ скрипичный)

Ребёнок рассказывает об этом ключе. Это знак, который пишут в нотах.  


3 этап. Выдвижение гипотез.

- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? Значит, Серёжа мог потерять дверной ключ.

- Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? (вода в нем вкусная и свежая)

- Что это за ключ, из которого можно пить? Возможно это какое-то место, где есть всегда вкусная и свежая вода?


4 этап. Проверка решения.

- Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? Где можно взять информацию? (Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, посмотреть фильм, презентацию, в словаре).

- Из всего перечисленного в нашей группе есть только словарь, давайте заглянем в него.

- Ключ-бьющийся из земли водный источник. По-другому его называют ключ-родник.

- Я хочу вам показать, как образовывается ключ-родник. Я предлагаю провести опыт. Но для начала, давайте отдохнем с вами и проведем физминутку.


Физминутка

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два. 

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.


5 этап. Введение в систему знаний.


Слайд 6 (слои поверхности земли)

Рассматривание  слайда  об образовании ключа-родника.

- Пройдемте в нашу лабораторию. Посмотрите на экран, вы видите иллюстрацию образования ключа — родника. Помните, на прогулке, когда растаял снег, вы спросили, куда девается дальше вода, когда впитывается в почву. Давайте же вспомним, из чего, я вам рассказала, состоит поверхность земли, из каких слоёв: нижний слой состоит из…. глины, выше - расположен слой….. песка и самый верхний – это….. почва.


- На столе у меня в сосуде я создала тоже небольшой участок земли. Из слоя песка и глины выведены трубочки, которые помогут увидеть нам процесс образования родника.

- Как вы предполагаете, из какого слоя начнет выходить вода? (Слоя песка или глины?). Давайте проверим ваше предположение.


Начнем проводить опыт: на землю из облака выпадают осадки (налить воду из облачка-лейки).

- Вода впиталась, дошла до слоя глины и начала выходить из трубочки, которая была выведена из слоя песка.

- Правильно ли было наше предположение?

- Какой слой остановил воду? (слой глины).

- Почему? (Слой глины очень плохо пропускает воду через себя, т.к. частички её очень мелкие и плотно примыкают друг к другу, поэтому вода не может просочиться и скапливается в слоях почвы и песка.)

- Так из какого слоя проходит вода?

(Вода прошла слой почвы и песка, потому что они легко водопроницаемые.)


Слайд 7. Родник

- Ну что же, опыт удался, вы увидели, как вода просачивается через почву, песок до слоя глины и там, накопившись, выходит на поверхность, образуя родник. Посмотрите на экран.


Слайд 8. Все ключи

- Ребята, посмотрите на экран, давайте еще раз назовём все ключи, с которыми мы сегодня встретились.

- Все это называется словом «ключ». А внешне они похожи или разные?

- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений то оно-.... (многозначное).

- Сколько значений у слова ключ?

- Значит слово «ключ»-..... (многозначное).

- Ребята, мы с вами сделали открытие? (да, так как слово «ключ» имеет много

значений и оно многозначное).


- Давайте, с вами еще раз вспомним историю о двух мальчиках друзьях. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли, надо объяснять правильно и понятно.)

- Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему? История о мальчиках закончилась.


Звук метели


- Ой, ребята, вы слышите, шум метели, кто — то забыл закрыть окошко. Смотрите, к нам в зал залетели снежинки, и они видимо хотят с нами поиграть. (Воспитатель поднимает снежинку).

Сзади на снежинках прикреплены картинки с многозначными словами. Вам надо поднять снежинку, посмотреть какая на ней картинка и прикрепить ее к той доске, на которой должны собраться все снежинки, относящиеся к этой группе многозначных слов


Д/игра «Снежинки – картинки»


Звучит вальс снежинок


- Ну, что, ребята, начнем игру. (Дети собирают соответствующие картинки, прикрепляют к доске).

-Давайте теперь проверим. Максим, скажи, пожалуйста, у вас какое многозначное слово получилось? Все ли согласны, не ошиблись ли ребята? (Так подытоживаются остальные группы многозначных слов).

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.


Слайд 9. (слои поверхности земли)


-Молодцы, а теперь давайте ещё раз вспомним наш опыт и выполним следующее задание. Давайте пройдем к нашим столам.

- Раскрасьте слой, который задержит воду. Отметьте синим кружком то место, где образуется ключ-родник.

Звук родника

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Ну, а нам пора заканчивать наше занятие.


3. Заключительная часть.

- Вам понравилось занятие?

- Что нового и интересного вы узнали после нашего занятия?

- Какое мы сегодня с вами сделали открытие?



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».