Открытое занятие по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ на тему : "Лиса и заяц".

28.03.2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромашка» села Каменоломня Сакского района Республики Крым

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

детей младшей группы (от 3 до 4 лет)

Тема: «Лиса и заяц»

Автор разработки: Бондаренко Оксана Владимировна, воспитатель.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Цель:  формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста через сказку «Лиса и заяц»; развитие экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие,

речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. Учить детей читать наизусть небольшие стихотворения. Активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать зрительное и слуховое внимание. Формировать познавательный интерес, творческие способности. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картинок. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Учить обследовать форму фигур и из какого материала они изготовлены. Стимулировать использование исследовательских действий. Развивать образные представления. Расширять представление о свойствах материалов. Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты

Воспитательные: Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Формировать у детей бережное отношение к животным. Воспитывать у детей желание помочь игровому персонажу в решении проблемной ситуации. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Приучать детей к вежливости.

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.

Материалы и оборудование: корзинка, игрушка (Лисы, зайца), две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, картинки по сюжету сказки «Лиса и заяц», сюжетные картинки сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка –ряба», «Репка»); бумажный домик, домик из льда, домик из кубиков, лейка, вода, подносы.

Интеграция образовательных областей:

"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".

Форма организации: комбинированное.

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа): чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка", рассматривание иллюстраций. Д/игра с использованием ТРИЗ технологий «Хорошо – плохо», «Раз, два, три ко мне беги…»

Взаимодействие с родителями: продолжать знакомить детей с книгами.

Индивидуальная работа: для лучшего усвоения материала, работа с картинками.

Методы и приёмы:

-         наглядный: демонстрация, рассматривание иллюстраций

-         словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; педагогическая оценка, поощрения.

-         практический: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка,).

-         игровой: сюрпризный момент.

Ожидаемые результаты:

-Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

-Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

-Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

Словарная работа: объяснение слов: лубяная, ледяная, несу косу, на печи, посечи, трусливый, храбрый.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I . Организационный момент.

(Дети заходят в группу и останавливаются на коврике.)

Игровая мотивация.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку,

Я сегодня в группу шла

И корзиночку нашла.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла около нашей группы. Что это? 

(Корзинка.)

Воспитатель: Она не простая, волшебная. А что бы она показала, что в ней находится, надо сказать, вежливые слова.

Д/игра «Вежливые слова»

Какие вежливые слова вы знаете? (пожалуйста, спасибо, добрый день /вечер/ночи, приятного аппетита, до свидания, здравствуйте, простите , помогите пожалуйста)

В: Молодцы, ребята присаживайтесь на стульчики! (воспитатель показывает лису). Кто же это в корзиночке спрятался? (Лиса).

Воспитатель: А это кто? (воспитатель показывает зайца) Ребята, вспомните в каких сказках встречаются лисичка и заяц. («Колобок», «Теремок», «Лубяная избушка».) Сегодня мы с вами отправимся в гости к лисе и зайцу, а поможет нам в этом русская народная сказка «Лубяная избушка»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие герои были в этой сказке? (заяц, лиса, медведь, собака, петух.)

Д/игра с использованием ТРИЗ технологий «Хорошо – плохо»

Какая у зайчика была избушка? (лубяная.)

Правильно, лубяная –она построена из чего?. (показ картинки)

Ребята, лубяная избушка — это хорошо? Почему? (теплая, прочная, можно жить в ней все время)

Какую избушку построила себе Лиса? (Ледяную.)

А ледяная избушка — это  почему плохо? (холодная, весной растаяла, жить можно в ней только зимой)

- А какая беда случилась у зайчика? (Его лиса выгнала.)

-  Хорошо ли поступила лисичка? (Нет, плохо, она обманула зайчика)

-  Какие звери хотели помочь зайчику выгнать Лису? (Собака, медведь, петух.)

- Как думаете, собаки и медведь сильнее лисы?

-  Почему эти большие и сильные животные не помогли зайчику? Они сильные, но трусливые. (всего боятся)

-  Кто помог зайчику выгнать лису? (Петушок.)

-  Что можно сказать про петушка, который меньше и слабее лисы (Петух храбрый смелый, ничего не боится)Хочу такой сайт

Воспитатель: Да, петушок мал, но удал. Ребята, покажите мне пожалуйста какие звери были в сказке.

Мимические упражнения.

1. «Злой медведь»: выражение лица злое, брови нахмурены.

2. «Хитрая лиса»: улыбнуться, хитро прищурив глазки.

3. «Трусливый зайка»: выражение лица испуганное.

4. «У зайки болят зубы»: страдающее выражение лица.

Ребята, давайте отдохнем!

Физминутка:  «Заюшкина избушка»

Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону).

Песню весело он пел (кивают головой).

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке).

Но лисичка постучала (стучат кулачкам о кулачок).

Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).

Теперь зайка грустный ходит (кружатся).

Себе он места не находит (вздыхают, разводят руки в стороны).

И собака, и медведь, зайцу нашему подходят (подходят ближе в круг).

И не с чем они уходят (расходятся).

Лишь петух ему помог (машут руками вверх-вниз)

И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика).

Припеваючи, в ладу (руки по бокам).

Воспитатель: Молодцы, мы немного отдохнули, но лисичка совсем грустная стала. Как вы думаете, почему? Правильно, ведь у нее нет домика и ей негде жить. Давайте ей поможем. Для этого нам нужно подойти к первому столу.

(Первая полянка «Бумажная», на ней всё делается из бумаги. Вторая полянка «Снежная», на этой полянке всё сделано из льда, и третья полянка «Деревянная», здесь всё сделано из дерева.)

1 полянка «Бумажная»

(На столе поднос, на нём домик из бумаги, лист бумаги, блюдечко со смоченной бумагой, лейка)

Воспитатель: - Ребята, из чего этот дом? (Из бумаги)

- Значит он какой? (Бумажный)

- Как вы думаете, что будет, с таким бумажным домиком, если вдруг подует сильный ветер? Давайте проверим, подуем на него! Что случилось? Бумага лёгкая или тяжёлая? (Лёгкая как пушинка) А если вдруг пойдёт дождик? (Льёт из лейки на бумажный дом). Что случилось с бумагой? (Намокла) Потрогайте. Как вы считаете, можно ли жить Лисичке в таком доме? (Нет) Почему? (Бумага не прочная, мокнет, такой домик унесёт ветер)

 

2 полянка «Ледяная»

(На столе поднос, на нём домики из льда, лейка)

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего этот домик? (Из льда)

- Значит он какой? (ледяной) Представляете, какой красивый домик можно построить из льда (Демонстрирует дом). Потрогайте его, какой он на ощупь? (Холодный)

- Давайте проверим, что будет с домиком изо льда, если подует ветер? (Вместе дуют, ничего не происходит).

- Никакой ветер не страшен такому дому! А что с ним будет, когда наступит весна, а затем лето и пойдёт дождь? (Поливает лейкой, даёт полить детям). Что случится тогда? (Дом растает). Подойдет такой материал для строительства дома, для Лисы? (Нет, не пойдёт такой материал, дом может растаять, он холодный)

3 полянка «Деревянная»

(На столе поднос, на нём домики из деревянных кубиков, лейка)

Воспитатель - Из какого материала изготовлен этот дом? (Из дерева). Значит, домик какой? (Деревянный).

Можно ли, Лисе жить в таком доме? Давайте проверим. Страшен ли ему ветер? (Дети дуют, ничего не происходит) Почему? (Дерево прочное). А сейчас, сожмите в кулачке деревянный брусок и определите холодное дерево или тёплое? (Тёплое) А если вдруг пойдёт дождь? (Поливают из лейки) Подходит дерево для строительства дома? (Да, дерево прочное, тёплое, ему не страшен ни дождь, ни ветер)

Воспитатель: Ребята из каких материалов мы пытались построить дом? Перечислите, их!

- Молодцы! Какой материал подходит для нашего дома? Почему? (Дерево, оно прочное, ему не страшен ни ветер, ни дождь, такой дом будет светлым и теплым).

Воспитатель: давайте пройдем на свои места. (на стульчиках лежат картинки животных из сказки)

Рефлексия:

Воспитатель: ребята, скажите из какой сказки у нас сегодня были гости?

- Как она называется?

- Кто помог зайчику?

- Из каких материалов мы пробовали строить дом для лисички? Бумажный дом размок: бумага непрочная, лёгкая. Ледяная избушка, как в сказке у Лисы растаяла. А деревянная избушка, лубяная, как стояла, так и стоит по-старому и теперь у Лисички то же есть прочный и теплый домик, и она не будет больше обижать зайчика.

Воспитатель: Ребята, вы все старались отвечать на мои вопросы и внимательно слушали меня. А сейчас чтобы отправиться нам на прогулку мы с вами поиграем в игру

Д/игра с использованием ТРИЗ технологий «Раз, два, три ко мне беги…»

«Раз, два, три ко мне беги у кого на картинки есть кто-то с пёрышками. А теперь с пушистым хвостиком, с длинными ушками. Спасибо за занятие!

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».