Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей средней группы (от 4 до 5 лет)

26.11.2020

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ

для детей средней группы

(от 4 до 5 лет)

 

Тема: «В гостях у сказки».

Автор разработки: Абдураимова Ленура Февзиевна, воспитатель.

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Цель непосредственной образовательной деятельности: закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

1.                 Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам.

2.                 Формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

3.                 Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

4.                 Закреплять умение рассказывать: описывать предмет; упражнять в составлении рассказов по картине.

5.                 Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком.

6.                 Развивать грамматический строй речи через: пересказ, разгадывание загадок, ответы на вопросы.

7.                 Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, подбирать слова с заданным звуком, развивать навыки словообразования. Находить звук в слове.  

8.                  Расширять словарный запас путем полных ответов, дидактических игр, повторение стихов - текста физминутки.

9.                 Совершенствовать умение разгадывать загадки.

10.            Формировать фонематическое восприятие; формировать интонационную выразительность речи.

Развивающие:

1.                  Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

2.                 Активизировать мыслительную деятельность детей, воображение, зрительную память, наблюдательность.

3.                 Обогащать речь детей существительными, прилагательными.

4.                 Развивать чувства ритма.

5.                 Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения.

6.                 Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

7.                 Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

Воспитательные:

1.                 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

2.                 Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к литературным произведениям.

3.                 Продолжать работу по формированию интереса к книге.

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.

Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, презентация к занятию, корзина, декорация «пенек», книга сказок, конверт с письмом, колобок, рукавичка, маски животных, грецкие орехи, раскраски с яблоками.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа): чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Руковичка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказ сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

Взаимодействие с родителями: продолжать знакомить детей с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Индивидуальная работа: для лучшего усвоения материала работа с мнемотаблицами.

Методы и приёмы:

-                     наглядный: демонстрация, рассматривание иллюстраций;

-                     словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

-                     практический: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, артикуляционная гимнастика).

-        игровой: сюрпризный момент.

Словарная работа: «плетень», «Лесовик», «бревно».

Ожидаемые результаты:

- дети имеют представление о сказках, знают названия и узнают героев сказок;

-дети овладевают способностью рассуждать, высказываться;

-умеют использовать полученные знания в самостоятельной деятельности;

- у детей сформированы практические навыки работы с различными материалами.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Дети заходят, становятся в круг.

Игровая мотивация.

 Игра психологического здоровья.

 Воспитатель: - Ребята, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Здравствуй – утро,

Здравствуй – день,

Нам здороваться не лень.

(На пеньке лежит книга)

II. Основная часть.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, книга сказок. А почему она оказалась на пенечке? Где нужно хранить книги? (ответы детей)

- Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на полку. (воспитатель открывает книгу - она пустая)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо: (чтение письма)

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений,

Много сказочных свершений.

Но, чтоб сказки вам найти,

Нужно многое пройти:

сложные задания, забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь, в сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки».

Воспитатель: - Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

Играет музыка «Там на неведомых дорожках» Слайд№1

Воспитатель: - Ну что- же, тогда в путь. А сейчас встанем все в круг, закроем глаза и скажем: 1,2,3, в сказку попади.

Слайд№2 (Перед детьми на экране волшебные двери)Хочу такой сайт

Воспитатель: - Ребята, вот мы оказались у двери, которая ведет в сказку. Но на двери висит замок. Чтобы двери открылись, нужно отгадать загадку:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга) Слайд№3

Воспитатель: - Правильно, ребята. Посмотрите, после наших слов двери распахнулись и теперь мы можем идти дальше. Слайд№4

Воспитатель: - Вот мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко
(на экране появляется Слайд№5 с картинкой солнышко) 

Воспитатель: - Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. (здороваются)

Воспитатель: - Ребята, солнышко, по-моему, хочет что-то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком) Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок. Давайте вспомним эти сказки, я вам загадаю загадки-подсказки.

Задание «Угадай сказку» 

Воспитатель: - Это кто? (Колобок) экране появляется Слайд№6 с картинкой сказки «Колобок»)
- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- А что еще бывает такое же - круглое? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета) 

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок) 
       Воспитатель: - Ребята, в корзинке есть рукавичка. а из какой она сказки? (на экране появляется Слайд№7с картинкой сказки «Рукавичка»)
- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
- А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна рукавичка (руки греть, взять горячее).
- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

- Как одним словом сказать-какие это животные? (ответы детей) Воспитатель: - Правильно, дикие животные. Они живут в лесу. Давайте с вами превратимся в лесных жителей и поиграем.

Дети: «Повертелись, покружились, в лесных жителей превратились. Слайд№8

Муз. игра «Тень –тень , потетень»

Текст песни:

(Выбирают восемь детей на роли Лисы, Зайки, двух Ежей, двух Блох, Медведя и Козы. «Звери» становятся со всеми детьми в круг. 1-й куплет поют все и, взявшись за руки, двигаются по кругу вправо. Остальные куплеты дети поют стоя.)

1. Тень-тень, по-те-тень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

2. Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»

3. Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»

4. Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю глаза!»

Каждый «зверь» выходит на слова, в которых о нем поется, «свои» слова каждый герой поет сам, стараясь в движениях передать образ. Например, Лиса может изображать, как она любуется своим хвостом. Зайка — прыгает. Медведь ходит, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Коза идет, приставив к голове пальчики-«рожки». По окончании пения Козы все звери разбегаются, а она их ловит. Игра заканчивается, когда Коза поймает несколько зверей (два-три). При повторении игры на роли зверей выбираются другие дети.

Со зверюшками простимся и в ребят мы превратимся.

Раз, два, три, четыре, пять – вот ребята мы опять!

Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на лесную опушку, и кто это нас встречает? Слайд№9

Воспитатель: - Верно, ребята, это Лесовичок.

- Здравствуй, Лесовичок.  Пропусти нас, пожалуйста. Мы путешествуем по сказочному лесу и идем в гости к белке.

Лесовичок: - Я хочу, чтобы, вы ребята, сказали мне названия сказок, которые вы видите на экране, и рассказали отрывки из них:

Слайд 10 (Маша и медведь) «Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!»

Слайд 11 (Репка) «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку»

Слайд12 (Три медведя)

«На столе стояли три миски с кашей. Большая миска была Михайла Потапыча, средняя – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина…»

Слайд 13 («Лисичка со скалочкой»)

Шла лисичка по дорожке,

Нашла лисичка скалочку.

За скалочку взяла курочку,

За курочку взяла уточку!

Слайд 14 (Теремок) «Прибежала лисичка к теремку, постучала и спрашивает, кто, кто в теремочке живет?»

Лесовичок  ( пропускает детей.): - Молодцы, хорошо знаете сказки Слайд№15 Вот вам орешки, которые нужно передать белочке.

Воспитатель:

Там вдали за ручейком

В старом дубе белки дом.

Белка песни собрала,

В гости всех нас позвала.

Ручеек мы перейдем

В гости к белке попадем. Слайд№16

Воспитатель: - Нам нужно перебраться на другой берег, но как нам это сделать?

Воспитатель: - Правильно ребята, я предлагаю построить мост из брёвен, но, чтобы появилось брёвнышко, нужно хлопнуть, когда услышите слово со звуком ц, на экране появится бревнышко.

Слова: Цапля, ходит, цветок, растет, цветет, цирк, приехал, цифра, пятерка, заяц, цыпленок, стол, огурец, ребята, молодцы.

Воспитатель: - Молодцы, вот и мы в гостях у белки Слайд№16. Предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику «Орешек» (выполняется артикуляционная гимнастика «Орешек»)

Воспитатель: - А вот эти орешки, Лесовичок, передал для белочки, давайте немного ими поиграем.

( Раздаются грецкие орехи.)
Пальчиковая игра с использованием грецкого ореха.
В руки я орех возьму
И немножко покручу,
Так, так и вот так 
Я орешек покручу, (Катание ореха в разных направления между пальцами.),
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму. ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.( Показать орех на ладони.).

Белка: - Спасибо ребята. (Слайд№17)

Воспитатель: - Просьбу Лесовичка мы выполнили, а теперь отправляемся дальше путешествовать по сказочному лесу. Посмотрите, ребята –кого мы встретили?

Яблонька: - Здравствуйте, ребята, помогите мне. Яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересное задание.    (нужно продолжить фразу) 

 «Как выскочу, как…», «Ловись рыбка …», «Петушок, петушок…»,

«Я колобок, колобок…», «Стоит в поле теремок …»

Яблонька: - Спасибо вам ребята за помощь. Вот вам от меня гостинцы-яблочки, которые вы можете раскрасить сами!

Воспитатель: - Спасибо! До свидания, яблонька, нам пора. А вот и Солнышко опять появилось, оно говорит, что нам нужно возвращаться в детский сад (Слайд№19)

 Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки. (открывает книгу) Посмотрите, сказки к нам вернулись!  

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете                                 

Нам нельзя без них.                                

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло. 

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Слайд№20   Воспитатель: -  Давайте закроем глазки и дружно скажем:

1,2,3,4,5 - вот мы в садике опять.

Открываем глазки.

Вот и закончилось наше путешествие. Что вам показалось   трудным?  А что больше всего понравилось в мире сказок? (ответы детей)

Воспитатель: - Я хочу поблагодарить вас за доброту, сообразительность и желание прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.


     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».