Родительское собрание группа "Ягодки" №3

15.09.2020

Повестка родительского собрания

 

1.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

2.Задачи воспитания и обучения на новый учебный год, организация режима дня.

3.Выборы родительского комитета

4.«У школьного порога» (рекомендации педагога-психолога по вопросам подготовки

детей  к обучению в школе)

5.Совместная работа детского сада, семьи и школы по формированию

 готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

 


 


1.Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Психофизиологические особенности ребенка пяти-шести лет позволяют активно включать его в разнообразные виды трудовой деятельности, которую организуют и которой руководят взрослые члены семьи, обеспечивая тем самым наиболее успешное всестороннее развитие и воспитание старших дошкольников.

Каков же он, старший дошкольник, что от него можно и нужно требовать? В какой форме? Что можно простить, зная его возрастные особенности, чего терпеливо добиваться, применяя разные методы и приемы?

Пяти - шестилетние дети успешно овладевают основными движениями. У них усиленно развиваются мелкие мышцы, активно идет процесс окостенения мелких костей запястья, движения кисти и пальцев рук становятся устойчивее, точнее, улучшается согласованность движения. Но следует помнить, что костная система даже старшего дошкольника еще мягка, эластична. Если ребенок этого возраста носит тяжелые для него предметы, особенно в одной руке (например, ведро, лейку с водой), или во время какой-либо работы неправильно сидит за столом (криво, опустив одну руку вниз), его позвоночник может принять ненормальную форму. Так возникают сутулость или сколиоз — боковое искривление позвоночника, требующие специального лечения. Недостаточно развиты у пяти - шестилетних мышцы, разгибающие позвоночник, распрямляющие грудную клетку. В движении, физической работе (особенно на воздухе) мышцы крепнут и развиваются, но надо знать, что работоспособность мышц старшего дошкольника значительно ниже, чем детей более старшего возраста, и утомление наступает скорее.

Работа мышц по своему характеру может быть различна. Так называемая динамическая работа, когда в течение определенного времени движения меняются, напряжение чередуется, наиболее полезна, менее утомительна для детей (поэтому, например, прополкой ребенок пяти-шести лет должен быть занят не более 15 минут). Сердце его работает хорошо при условии частых, но кратковременных передышек, так как, работая без перерывов, ребенок быстро утомляется. Необходимо следить за самочувствием ребенка, когда он работает на солнце. Например, дети нервно-возбудимые, физически ослабленные особенно чувствительны к высоким температурам. Но и у крепких детей на голове должна быть белая панамка, косынка; время от времени им надо уходить в тень.

В этом возрасте (5-6 л.) происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться, существующих правил поведения, взаимоотношений.

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения.

Заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка.

По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире, например о труде взрослых, необходимости взаимопомощи, добросовестного отношения к работе для достижения хороших результатов. Ухаживая за растениями, ребенок начинает осознавать связь между своим трудом и их ростом, узнает об особенностях строения и функционирования растений (корни всасывают воду и питательные вещества, которые по стебелькам, стволу, веткам передаются листьям, цветам, а для жизни и роста растений необходимы одновременно свет, вода, тепло и питательная почва — земля). Так, понимая эти закономерные связи и зависимости, ребенок и работает осознаннее.

Постепенно старший дошкольник начинает понимать, что такое добро и зло, и с этих позиций оценивать поведение окружающих людей и свои поступки.

Все эти знания и представления наиболее активно развиваются в процессе совместной со взрослыми работы, когда она сопровождается пояснением, советами.

Однако следует помнить, что даже очень развитому, умному и доброму ребенку пяти-шести лет далеко не просто реализовывать в действиях, играх, труде, повседневном поведении имеющиеся представления и знания. Слишком мал его жизненный опыт, его могут захлестнуть эмоции управлять которыми он только еще учится. Поэтому мотивы, побуждающие его к хорошим поступкам, должны стать не только «знаемыми», но и реально действующими, как подчеркивал известный советский психолог А.Н. Леонтьев.

Приведем пример.

По совету воспитателя дети старшей группы детского сада решили вырастить на огороде огурцы. Они заботливо ухаживали за ростками, с интересом наблюдали за цветением, появлением завязей, радовались, увидев первый крошечный огурчик. Договорились не срывать его, пока не подрастет. Но однажды утром дети обнаружили, что огурчик исчез. Виновник был быстро найден, вернее, он сам признался. Смущенный, с пылающими от огорчения и стыда щеками, мальчик раскрыл ладошку — на ней лежал злополучный огурец. «Как же ты мог так поступить, почему не подумал о нашем решении?!» — воскликнула воспитательница. «Я сначала сорвал, а потом подумал», — еле слышно ответил ребенок. Педагогу было ясно, что мальчик сделал это не по злому умыслу. Он просто не сумел вовремя сдержаться, справиться со своими чувствами. Осуждение сверстников, воспитателя было для него достаточным наказанием, он и сам раскаивался.

Таким образом, зная о психофизиологическом развитии детей старшего дошкольного возраста, мы можем решать более сложные воспитательные задачи — развивать познавательный интерес, способность преодолевать трудности, самостоятельно, добросовестно выполнять поручения и свои обязанности, сдерживать эмоции, стараться поступать хорошо и др. Вместе с тем к ребенку этого возраста нельзя быть столь же требовательным, как к взрослому.

Родителям и воспитателям детского сада следует помнить о том, что правильному физическому и психическому развитию ребенка способствуют наиболее благоприятные с педагогической точки зрения условия. Дети пяти-шести лет достаточно легко поддаются воспитанию, воздействию со стороны взрослых, так как их организм в целом и нервная система в частности находятся в стадии становления, созревания, что позволяет в процессе формирования личности ребенка не насиловать, как говорится, его природу. Все это необходимо принимать во внимание, решая задачи трудового воспитания как в семье, так и в детском саду.

 

1.                 Задачи воспитания и обучения на новый учебный год, организация режима дня.

1.                 Повышение профессиональной компетентности педагогических работников с учетом требований ФГОС ДО и возможностей образовательного пространства ДОО, в том числе с применением дистанционных технологий.

2.                 Продолжить работу по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения с целью осуществления комплексного подхода к речевому развитию дошкольников.

3.                 Совершенствовать работу педагогического коллектива, направленную на формирование познавательной активности дошкольников посредством применения ТРИЗ технологий.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– сон;

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В разновозрастной группе «Ягодки» по 2 – 3 занятия в день проводятся по 30 минут, приобретая характер обучения.

Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.Хочу такой сайт

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для группы . Типовой режим рассчитан на 10,5 часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

 

3.Родительский комитет

Аджимуллаева Э.

Якубова А.А.

 

5.Совместная работа детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

 

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Детский сад, семья и школа- это триединство, которое можно образно назвать « тропинкой к морю», где «на берегу» ребёнок делает первые шаги. Там он получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое « море знаний», курс в котором прокладывает школа. Но это не значит, что ребёнок должен оторваться от берега, ведь его ждёт всегда тихая гавань- семья.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает ребёнка всё: вещи, явления, но прежде всего люди: на первом месте- родители и педагоги!

 

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

              

Характеристика готовности ребенка к школе включает 3 аспекта: физический, специальный (педагогический) и психологический.

     Анатомо-физиологический  аспект, обуславливающий физическую готовность к школьному обучению, основывается на созревании организма ребенка, в частности, изменениях в строении и функционировании головного мозга, в протекании нервных процессов, в развитии сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, опорно-двигательной систем и т.д.
Так незрелость ЦНС, нарушения в протекании нервных процессов возбуждения и торможения, могут являться причиной быстрой утомляемости, низкой степени работоспособности, вызывающими трудности сосредоточения, медленного темпа выработки динамического стереотипа, что существенно влияет на формирование волевых качеств, проявление самостоятельности, сознательного удержания от нежелательных поступков. Функциональные нарушения зрительного, слухового, фонематического анализаторов влекут за собой трудности в усвоении учебного материла. Слабое развитие мелкой мускулатуры рук затрудняет овладение навыками письма, вызывая отрицательное отношение к школе. Все это в комплексе порождает чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности, ущербности, что затрудняет процесс школьной адаптации и может являться причиной неуспеваемости. 

Что касается специального (педагогического) аспекта готовности ребенка к школе, то под ним понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.

Однако овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.

Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье.

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает готовность интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую.
            В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.

Личностная готовность, подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, принятие позиции школьника, т.е. позиции  «хочу учиться». Она характеризуется следующими составляющими:

- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение интеллектуальных заданий).

- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.

- эмоционально – благополучное отношение к школе.

Социально-психологическая готовность - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свой поведение, способность войти в детское общество.

Следует научить детей разрешать конфликтные ситуации конструктивным способом.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Все дошкольные виды деятельности: лепка, рисование, конструирование, общение развивает у ребенка мыслительные операции, т.е. способность рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи.

Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. 

Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.

                     

Вместе с тем подчеркнем, что родители в оторванности от дошкольного учреждения не могут обеспечить комплексную подготовку своего ребенка к школьному обучению.

Педагоги ДОУ в своей работе должны опираться на помощь семьи, а родители - согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - полноценной подготовки ребенка к обучению в школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Объективно возникающий у детей старшего дошкольного возраста интерес к учению заставляет их чутко прислушиваться к тому, что говорят об этом процессе, о школе взрослые. Именно поэтому работа над формированием положительной мотивации учения предполагает тесный контакт педагогов и родителей. Большинство детей тонко чувствуют, как относятся к учению, к занятиям воспитатели. Таким образом, на развитие мотивации учения значительное влияние оказывает формирование представлений о нем.

Направления взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.

Система работы по взаимодействию с родителями предполагает несколько этапов:

·                    1 этап - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей психологической  готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации.

·                    2 этап - обучение практическим умениям: тренинги и семинары.

·                    3 этап - вовлечение в воспитательно-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; "домашние задания", совместные праздники.

 Значимость компонентов психологической готовности к школе   

1 место  Мотивационная готовность

2 место  Интеллектуальная

3 место  Эмоционально – волевая готовность 

4 место  Социально-психологическая готовность

5 место  Педагогическая готовность

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».