Тема периода "День Космонавтики" (13.04. - 17.04)

13.04.2020

Демонстрационный материал по теме периода смотреть ниже в отдельном файле



Беседа «Что такое космос». 

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопрос.

Ход беседы. Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им очень интересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах? Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. И первыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись, люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть на звезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт.

В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек там не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.

Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК! ». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Она поднималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе.Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался. Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – она круглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой

картинке. Посмотрите, какая красивая наша планета! (показать картинку) Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей). А что зеленого? Коричневого? (ответы детей)

Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – Луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар. А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не

смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть. А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты,

которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вот она – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другими планетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что

солнечные лучи туда плохо долетают. На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бывают планеты и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце нам кажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самом

деле – вот какое оно огромное! А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики, похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вами полюбуемся ими. Вот сколько интересного узнали космонавты о космосе!

 

Презентация «Первооткрыватели космоса». - https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/29/poznavatelnaya-beseda-pervootkryvateli-kosmosa

 

Д/игра «Подбери словечко». Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и взрослый просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» - звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

 

Рекомендации по чтению Художественной литературы.

А. Леонов.  «Как мальчик стал космонавтом» Цель: вызвать у детей желание слушать рассказ, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

В. Степанов «Юрий Гагарин».   Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

Чтение стихотворений на тему «Космос». Беседа по содержанию стихотворений. Цель: рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни; развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

Е.П. Левитан: «Сказочные приключения маленького астронома».

 

Просмотр мультфильма «Незнайка на Луне» https://www.youtube.com/watch?v=4jFRfwrDMY8

 

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Покорение космоса»

Цель. Ср.гр. Обобщение представлений детей о космосе, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы.

Ст.гр. Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта

Чтение стихотворения

- Я хотел бы слетать на луну,

В неразгаданный мир окунуться.

И подобно красивому сну

К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далеких орбит,

Неизвестных всем нам измерений,

Где загадочный космос хранит

Много тайн необъятной вселенной.

(Стихотворение о космосе)

Беседа

- Верно. А вы знаете, какой праздник к нам приближается? – День космонавтики.

- 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса. В России мы отмечаем этот день «День космонавтики – первый полет человека в космос».

- Раньше, давным – давно, когда люди только начали узнавать Землю, они представляли ее повернутой чашей, которая стоит на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо – черепаха плавает в море – океан, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.

- С тех пор прошло много лет. На нашей земле выросло много умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что земля – шар. (Показываю иллюстрацию).

- А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси за 24 часа.

- Вначале в космос полетели животные. А вы знаете, как их зовут? – Белка и стрелка (Показываю иллюстрацию).

 

- 12 апреля – полетел человек в космос. Как его зовут, вы знаете? – Юрий Гагарин (Показываю иллюстрацию).

 

- В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поют об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

- Вот такое стихотворение сочинили про Гагарина.

 

Фото. Валентина Терешкова (фото в отдельном файле)

 

 -Основной станцией, на которой находятся космонавты в наши дни, является международная космическая станция. Космонавты могут находится на ней продолжительное количество времени (до нескольких месяцев).

- Ученые определили, что в нашей Солнечной системе 9 планет.

1. Ближе всех к Солнцу расположена самая маленькая планета, ее поверхность каменная и пустынная, на планете нет воды и воздуха. Она называется – Меркурий.

2. А эта планета затянута облаками, на ней очень жарко. Это Венера.

3. Третья планета от Солнца, окрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Это планета – Земля.

4. Четвертая планета – красная планета, на ее поверхности углубления, похожие на пересохшие каналы. Это Марс.

5. Следующая планета самая большая, она состоит из жидкости и газа. Она называется – Юпитер.

6. А эта планета окружена кольцами. Называется она Сатурн.

7. Эта единственная планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета» - Уран.

8. Эта планета холодная и синяя. Это огромный шар, состоящий из газа и жидкости – Нептун.

9. Очень холодная, так как находится далеко от Солнца – Плутон.

Игра «Астрономическая считалка».

На земле жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Девять – дальше всех – Плутон.

- В космос летали не только животные и Юрий Гагарин, но еще и женщина.

- Кто из вас знает, как её зовут? – Валентина Терешкова (Показываю иллюстрацию).

- Космонавты отправляются в космос в защитной форме, которая называется скафандр. Он защищает человека, который находится в космосе от жидкостей, газов и излучений. В комплект входят: оболочка, шлем, перчатки и ботинки (Показываю иллюстрацию).

- Космонавты во время полётов едят из тюбиков. Ну и консервы пришлись очень кстати. Или же пища должна быть в виде высушенного концентрата, герметично упакована и стерилизована облучением. Еда после такой обработки уменьшается чуть ли не до размера жвачки. Все, что нужно сделать - залить ее горячей водой. И можно подкрепляться! И никаких крошек на орбите Ведь попади какая-нибудь мелкая частица в прибор, может случиться непоправимое.  Пюре, в которое превращена еда, хоть и похоже на детское питание внешне, по вкусу вполне годится для взрослых людей. Мясо с овощами, с черносливом или крупами, смородиновый, яблочный или сливовый соки, супы и шоколадный сыр, котлеты, жареное мясо, сэндвичи, спинки воблы, свежие фрукты — далеко не полное меню космонавтов. А сейчас на космических кораблях и станциях есть даже специальные печки, в которых можно подогревать еду.

Игра «Полет на ракете» (понадобится лист А-4, ракету, сделанная из конструктора)

Взрослый предлагает полететь в космос. В пути летчики - космонавты  могут встретить кометы, метеориты, астероиды и должны избежать столкновения с ними.

- А сейчас взяли в руки пульты управления (можно использовать ракету, сделанную из конструктора) и поставили их на середину листа, и будем управлять полетом. Подвинули пульт в правый верхний угол, навстречу нам движется метеорит, чтобы с ним не столкнуться, передвинули пульт в левый нижний угол, огибаем планету Венера, ставим пульт в правый нижний угол, приближаемся к планете Марс, останавливаемся в левом верхнем углу.

 

П/игра «Космонавты».

Ход игры. По краям двора (комнаты) чертятся (выкладываются из лент, канатов, обручей ит.п. на выбор) контуры ракет (двух-…, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих. 

Посередине комнаты космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: 

Ждут нас быстрые ракеты 

Для прогулок по планетам. 

На какую захотим, 

На такую полетим! 

Но в игре один секрет: 

Опоздавшим места нет. 

С последним словом игроки отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те. Кому не хватило места в ракете, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. 

После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. 

 

Рекомендации по развитию речи

 Тема. «Космос» Активизация словаря

Цель. Ср.гр. Обогащение и активизация активного словаря детей, расширить знания детей о профессии космонавта

Ст.гр. Расширение уточнение и активизация словаря по теме «Космос».

Материал (оборудование). Иллюстрации на тему космос, мяч.

Загадка:

До луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая….(ракета).

Артикуляционная гимнастика:

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу

Им-им-им, на ракете полетим

Ды-ды-ды, долетим мы до звезды

Ой-ой-ой, затем вернёмся мы домой.

 Упражнение «Скажи наоборот».

Игра с мячом. Взрослый называет слово и его признаки и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и подбирает слово-признак, противоположное по значению. Игра продолжается.

-Близкая планета – далекая планета.

-Яркая звезда – тусклая звезда.

-Большая ракета – маленькая ракета.

Маленький звездолет – большой звездолет.Хочу такой сайт

-Злой гуманоид- добрый гуманоид.

 Упражнение «Раздели слова на слоги»

Звезда, небо, Венера, Земля, космонавт, ракета …

Упражнение «Расскажи –ка»

Составление детьми предложений о вымышленной планете и ее обитателях по вопросам (с опорой на картинный план, объединение их в рассказ.

Вопросы:

-Как назовем планету?

-Как она выглядит из космоса?

-Что есть на этой планете?

-Как выглядят ее жители? Как их называют, что они делают?

-Что вы расскажите им о своей планете?

-Ваше отношение к планете и ее обитателям.

 

Рисование 

Тема. «Полет в Космос»

Цель. Ст. гр. Закреплять умение детей рисовать ракету, летящую в космосе.

Материал (оборудование): листы бумаги черного цвета, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации о космосе и космонавтах.

Загадка.

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

Ответ: космонавт.

- Космонавты одевают специальную одежду – скафандр. (показ иллюстраций) Посмотрите, какая она прочная!

Давайте отправимся в полет! (дети одевают ободочки, под музыку закрывают глаза и представляют полет.)

Взрослый. Мы в открытом космосе, скажите, что ты видишь?  Дальние планеты кажутся нам светящимися звездочками, посмотрите на планеты которые сфотографировали ученые. (показ иллюстраций планет солнечной системы) 

- А сейчас мы нарисуем ракету, которая совершает полет в космос. 

Показ способов рисования ракеты.

Образец показан фломастерами, родители же рисуют сначала простым карандашом, а закрашивают красками!!!

Самостоятельная работа.

 

Рекомендации по Формированию элементарных математических представлений

Тема: Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Цель: Ст.гр. Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

Ср.гр. Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Игровая ситуация «Полет в космос».

Взрослый вместе с ребенком рассматривает иллюстрации с изображением космического пространства и космического корабля. Предлагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

 Тренировка «космонавтов» перед полетом.

  Дидактическая игра «Считай дальше».

 Игра проводится с мячом. Взрослый называет число, передавая мяч игроку, а игрок считает от названного числа до 10.

 • Игра «Назови соседей».

 Взрослы называет число, а ребенок его соседей (на один больше и на один меньше).

 Игровое упражнение. Взрослый предлагает продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг – пульт управления в середине листа.

Взрослый дает команды:

 – впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;

– навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

– приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

 – пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

 – переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.

 

Лепка

Тема: «Космическая ракета»

Цель. Ср.гр. Познакомить детей с особенностями строения ракеты.

Ст.гр. Учить детей лепить космическую ракету

Материал (оборудование). Собачки (игрушки), космическая ракета из пластилина, доски для лепки, пластилин

- Давайте посмотрим, как выглядит ракета. Из каких частей она состоит?

( из корпуса конусной формы, ножек и иллюминаторов)

-Из чего мы сделаем корпус? из пластилина.

- Правильно, для этого возьмём пластилин двух цветов (по половине куска) и скатаем 2 столбика. Один столбик расплющим пальцами и немного вытянем край, а другой разрежем стекой пополам. Прикрепим половинки к корпусу, и хорошенько разгладим соединения.

- Что нам осталось сделать? (иллюминаторы)

-А что это такое? это круглое окно на борту корпуса корабля.

Воспитатель: мы их сделаем при помощи пластилина другого цвета,

(показ).

-Вот какая ракета получилась у меня (показать).

 

Теперь ваша очередь приступить к работе. (Дети лепят).

Еще варианты интересных ракет предлагаю вашему вниманию

  

Рисование

Тема: Наша планета Земля

Цель. Ср.гр. , Ст.гр. Учить изображать планету Земля.

Материал (оборудование). глобус, иллюстрации «Космос», краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

-Как называется планета, на которой мы живём?

- Мы живем на планете Земля.

- А как ещё её называют?

- Её называют "голубой планетой", потому что на Земле много воды.

- Правильно ребятки. Посмотрите, какая она красивая, так выглядит наша планета, если смотреть на неё из космоса. Ребятки, а как вы думаете, что это?

- Это глобус (показать картинку)

- Глобус - это модель нашей планеты. А вы знаете, что вращается вокруг Земли?

- Луна.

- Луна – спутник Земли. Как вы думаете, есть ли на Луне жизнь?

-Нет.

- На Луне нет воздуха, воды, растений, животных. Она покрыта космической пылью, на ней много кратеров. А кто знает, что такое "кратеры"? Кратеры – это большие ямы, впадины. А что мы ещё видим на небе в ясную погоду?

- Солнце.

- Как вы думаете, без Солнца была бы жизнь на Земле?

-Нет.

- Правильно, ребята, без Солнца не было бы жизни на нашей планете. Солнце освещает и обогревает землю.

- Сегодня мы с вами попробуем нарисовать нашу планету Земля, такой, какая она видна из космоса. Давайте с вами подумаем, какие цвета нам с вами понадобятся для этого.

- Синий, жёлтый, коричневый, зелёный.

- Молодцы ребята! Синим цвет – это моря и океаны нашей планеты, коричневый это горы, зеленый это земля, поля, луга и леса.

ПОКАЗ ПОЭТАПНОГО РИСОВАНИЯ

- Для этого мы возьмем простой карандаш и нарисуем силуэт Земли – круг большой посередине. На ней мы разметим материки, океаны. Давайте внимательно посмотрим на наш глобус. Какого же цвета больше?

- Синего цвета больше.

- Верно, большую часть нашей земли занимает вода. Поэтому сначала на кисточку мы наберём синюю краску, краски берём как можно больше, не жалеем, наносим её на весь круг. Теперь немного - зелёной краски, коричневой и желтой.

 

Уважаемые родители, мы закрашиваем красками рисунок!!!

 

Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

-Что мы сегодня с вами рисовали?

-Какие еще планеты вы знаете?

  

Рекомендации по речевому развитию ст.подгруппа

Тема: «Путешествие в космос» Составление рассказа по заданной теме

Цель. Расширение уточнение и активизация словаря по теме «Космос».

Загадка:

До луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая….(ракета).

- Правильно ребята мы с вами полетим на ракете.

- Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

     Артикуляционная гимнастика:

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу

Им-им-им, на ракете полетим

Ды-ды-ды, долетим мы до звезды

Ой-ой-ой, затем вернёмся мы домой.

Игра с мячом:

- Я вам предлагаю, поиграть в одну космическую игру я вам буду задавать вопрос, а вы будете отвечать мне полным ответом.

- Земля какая (красивая, круглая, голубая, жива)?

- Космос какой (огромный, интересный, холодный,  с планетами)?

- Космонавт какой (смелый, отважный, умный, храбрый)?

Дидактическая игра «Сложные слова».

Планетоход - ходит по планете, космолёт - летает в космос, луноход - ходит по Луне, звездолёт - летает к звёздам, звездопад - звёзды падают, марсоход - ходит по марсу, космодром - аэродром для космических кораблей; звездочёт - человек, который считает звёзды; созвездие - скопление звёзд на небе.

Составление рассказа:

-Хочу вам предложить придумать рассказ о своём космическом путешествии.

В помощь мнемотаблица составления рассказа о космосе (показать картинку)

Какие вы у меня молодцы!!!

Демонстрационный материал по теме периода День Космонавтики.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».