Конспект занятия по ознакомлению с природой детей старшего дошкольного возраста на тему «Экологическая викторина»

16.10.2023

Цель: продолжать формировать экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о животных и растениях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление.

Задачи:

1. Расширять и уточнять знания детей о животных и растениях, особенностях их жизни.

2. Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

3. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру.

6. Развивать познавательный интерес к миру природы;

7. Развивать связную речь и активный словарь.

8. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Материалы и оборудование: презентация с иллюстрациями; звукозаписи «шум дождя», «Шум моря», «Звуки деревни». «Звуки леса», видео «Пожар в лесу», Записи песен «Нам птицы просигналили подъем», «Вместе весело шагать», корзинка; наглядный материал: иллюстрации водоема, леса, фермы, города; «чудесный мешочек» с картинками солнце, дождь, деревья, животные, трава, цветы, ягоды, насекомые, птицы, грибы; шапочки-маски: «Совята» - для девочек, «Ежата» - для мальчиков, раздаточный материал: картинки с изображением птиц по количеству детей.

Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, разучивание стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о том, как люди загрязняют и охраняют природу, о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, знакомство с Красной книгой.

 

Ход занятия:

-Сегодня мы проведем экологическую викторину. Девочки в этой викторине будут «Совята», а мальчики - «Ежата».Я надеюсь, что вы будете такими же умными и рассудительными, как эти животные и покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими ее друзьями. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными, отвечать только тогда, когда я вызову, не выкрикивать с места и давать высказаться другим.

СЛАЙД 1

Прежде, чем начать нашу викторину, я хочу сказать следующее: Любуясь красотой природы, люди становятся лучше, добрее. А быть стать добрыми нам помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, птицам, бабочкам, друг другу и окружающим. Поэтому, прежде, чем мы начнем викторину я хочу, чтобы вы передали друг-другу и нашим гостям тепло своих ладошек исвои улыбки! («передают ладошки», улыбаются, здороваются с гостями)

Итак, начинаем нашу викторину.

-Начнем викторину с разминки.

 

Разминка. Вам надо ответить на мои вопросы.

 

Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями. (Дерево)

СЛАЙД 2

 

Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат,

А еще стволов полно

У молодчика того. (Кустарник)

СЛАЙД 3

 

Ватные хлопья по небу плывут,

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут... (облака)

СЛАЙД 4

 

Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это... (птицы)

СЛАЙД 5

 

Его весной и летом

Вы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (Лес)

СЛАЙД 6

 

Голубой платок,

Алый клубок -

По нему катается,

Людям улыбается. (Небо и солнце)

СЛАЙД 7

 

Молодцы, ребята, справились с заданием. О чем были все эти загадки? Правильно, о природе.

 

Первый этап нашей викторины называется- «Деревья – наши друзья»

Проверить ваши знания, ребята, нам помогут следующие вопросы:

 

СЛАЙД 8

Вопросы(по очереди каждой команде):

- Как вы понимаете, что такое лес?

- Какую пользу приносят деревья людям?

- Какие деревья растут у нас в Крыму? (дуб, бук, сосна, кизил, клен, липа, софора)

 

А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

СЛАЙД 9

«С какого дерева листочек?»

А теперь мы с вами поиграем игру «Как называется лист»

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист липы – липовый

Лист клена – кленовый

Лист тополя – тополиный

Лист осины – осиновый

Лист кизила – кизиловый

Лист сосны –

Лист ели –

Да, верно. У сосны и ели нет листьев, у них хвоя. У сосны – сосновая, у ели - еловая.

 

Разминка

Игра «Мы в лес ходили» (пальчиковая гимнастика).

Мы сидели дома (Скрещивают руки на груди)

Мы в лес пошли, шли-шли, шли-шли (Попеременно хлопают ладонями по столу.)

По кочкам поскакали, прыг-скок, прыг-скок (Хлопают в ладоши)

По листочкам прошуршали (Трут ладони),

Через речку переплыли, (Вращают руками перед собой)

А потом медведь. (Рычат, изображая медведя)

Мы скорее побежали назад. Как?

(Дети вспоминают движения в обратной последовательности и выполняют их)

 

Второй этап викторины - «Царство птиц»

СЛАЙД 10

Вопросы:

- Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

- Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

- Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

- А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

А теперь мы поиграем в игру «Кто как поет?»

Дидактическая игра «Кто как поет?»

 

 Хочу такой сайт

СЛАЙД 11

Голубь – воркует

Утка – крякает

Филин – ухает

Журавль – курлычет

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

СЛАЙД 12

Ласточка – щебечет

Курица – кудахчет

Кукушка – кукует

Соловей – свиристит

Гусь - гогочет

 

Дидактическая игра «Кто где живет»

Дети встают в круг, посередине лежат перевернутые карточки с изображениями птиц.

-Ребята, сейчас вы возьмете каждый по одной из этих карточек. Но взять надо аккуратно, не глядя на изображение и тут же спрятать карточку за спинку. Я скажу вам по секрету – на карточках изображены птицы. Как только заиграет музыка вы начнете летать по залу, как только музыка остановится, вы тоже остановитесь, посмотрите на карточку, узнаете какая у вас птица и поможете птичке долететь домой: на водоем, в город, на ферму или в лес.

«водоем»- лебедь, дикая утка, чайка. цапля, аист, журавль

«лес»- кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город»- воробей, голубь, ворона, скворец, ласточка

«птичий двор»- курица, гусь, индюк, петух.

 

Следующий этап нашей викторины о животных и называется он - «Звериное царство»

СЛАЙД 13

 

Вопросы викторины:

Д.и. «Жилища животных»

СЛАЙД 14

У лисы – нора

У волка – логово

У медведя – берлога

СЛАЙД 15

У белки – дупло

У ласточки – гнездо

У муравья – муравейник

СЛАЙД 16

У паука – паутина

У бобра – хатка

У пчел – соты, улей

СЛАЙД 17

У оленя – нет жилища.

 

Следующая часть конкурса называется «Береги природу»

СЛАЙД 18

 

Все мы знаем, что нужно охранять природу. А всегда ли люди заботятся о природе?

- Расскажите, какие действия человека губят окружающую среду?

- Скажите, ребята, что же делают люди для сохранения природных богатств?

(Создание заповедников, охрана редких животных и растений, посадка новых лесов. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор).

 

- А сейчас я предложу каждой команде одну ситуацию. Вы должны внимательно выслушать и ответить на мои вопросы.

 

Рассказ №1

Ваня нашел в траве маленьких ежат. Они были такие милые, симпатичные, и так ему понравились, что Ваня решил забрать их домой.

Правильно ли поступил Ваня?

 

Рассказ №2

Маша пришла на цветущую полянку и в изумлении остановилась: «Сколько цветов! Ромашки, васильки, колокольчики! Давайте нарвем большие букеты цветов! Но Сережа ей ответил:…»

Что ответил Сережа?

 

Ребята, сейчас мы прослушаем звуки природы, для этого надо закрыть глазки и внимательно слушать запись, а потом вы ответите: что это за звуки и почему вы так думаете?

(звуки моря, леса, деревни, дождя)

 

Раздается звук пожара

А сейчас, ребята, какой звук я слышу? Что это? Пожар! Пожар в лесу! Посмотрите, какой большой пожар, как высоко поднимается огонь! Никто и ничто не может выжить в таком огне. Он уничтожает растения, цветы, деревья, всех насекомых, птиц и животных.

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

- Как вы думаете: от чего он мог произойти?

СЛАЙД 21

Посмотрите, каким стал лес после пожара. Голая земля, обгоревшие деревья, кругом тишина и пустота. Нам с вами надо помочь лесу. Но как?

А давайте представим, будто мы волшебники. У нас есть волшебная сила и мы можем делать волшебные подарки. У меня есть волшебный мешочек с такими волшебными подарками. Вы будете их доставать, дарить лесу и объяснять, чем этот подарокему поможет.

 

Дидактическая игра «Если бы я был волшебником». (Дети по очереди дарят лесу(кладут в корзинку) подарки, объясняя их значение).

1 Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

2 Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

3 Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.

СЛАЙД 22

4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.

5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

СЛАЙД 23

7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

9. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.

10. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

СЛАЙД 24

- Посмотрите, ребята, лес оживает. Наши подарки помогли ему. Он снова будет жить и приносить пользу всем нам!

А сейчас я приглашаю вас расположиться на чудесной лесной поляне.

Упражнение для релаксации

Давайте закроем глазки и мысленно перенесемся в лес. Представьте, что вокруг вас в лесу разнообразные цветы, кустарники, деревья, травы.

Протяните правую руку вперед и почувствуйте ствол дерева: он такой теплый и шершавый. Теперь поднимите руку и коснитесь листвы: она гладкая и прохладная. Опустите руки вниз и проведите по мягким и шелковистым травинкам. Глубоко вдохните в себя лесной воздух и подставьте лицо свежему ветерку. Прислушайтесь к лесным звукам. Нам становится спокойно и легко. Потому что, мы с природой – друзья, мы единое целое. Будет больно природе, значит, пострадаем и мы. Мы должны и будем беречь и охранять природу!

-Спасибо, дети! Я действительно уверена, что вы станете самыми надежными друзьями природы.

СЛАЙД 25

 

А сейчас наша викторина заканчивается.

- Скажите, ребята, что вам больше всего запомнилось?

- Какое задание было самым сложным?

- А самым легким?

 

Мне тоже понравилось, как вы отвечали на вопросы, стремились быть активными, поднимали руки. А сейчас я предлагаю вам построиться и под знакомую музыку выйти из зала в группу.

             

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.02.2024

Дата обновления: 13.02.2024

Дата публикации: 16.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».