06.09.2022
Развитие познавательных способностей у дошкольников
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это
сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов
(восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения), которые
представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе
самом и регулируют его деятельность. От уровня развития познавательных процессов дошкольника
зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
В детском саду для детей проводятся занятия, направленные
на развитие познавательной активности. Однако, в познании мира ребенком
большая роль принадлежит семье. Если в семье принято, что родители вечера напролет
проводят, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур
увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то,
конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у
ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш
получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту
информацию в увлекательной игре.
Познание
для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой. Ни в коем случае
познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если
ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в
случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и
опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Развивающие
занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на
первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке,
из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить
внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются
листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким
рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из
цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день
идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную
прогулку.
Упражнения,
способствующие развитию восприятия
Перевертыши"
(превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
"Как
пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь,
что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме).
«Узнай
форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
«
Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
«Построй
по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
«Сложи
картинку» (составить из частей целую картинку).
«О
чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать,
о каком предмете идет речь).
«Какое
время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого
времени года).
«Угадай
предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета;
ребенок должен узнать предмет).
Упражнения, способствующие развитию внимания
-«Да и нет не говорите. Белого и черного не
носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но
при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
- Игры – головоломки, лабиринты, загадки.
- «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета».
- «Будь внимателен» Выполнение
гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает
упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит:
«Пожалуйста!».
- «Где что было» (ребенок запоминает
предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает
предметы; ребенок указывает, что изменилось).
- «Назови, что ты видишь» Ребенок за одну
минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Карлики и великаны» (ребенок должен
слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
- Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц
зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание
постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести
в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
- Раскрашивание по образцу.
Упражнения, способствующие развитию мышления и речи
- «Разложи
картинки». Учить учитывать последовательность событий.
-
«Найди в ряду лишнюю фигуру».
-
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного
назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно
использовать данный предмет.
-
«Оканчивание слов». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
-
«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу
(легкий – тяжелый, сильный – слабый).
-
«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
-
Загадки.
- «Назови пять видов фруктов, похожих на яблоко»
- «Поиск
общего» например, найди
общие признаки между предметами: книга, телевизор
-
«Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например:
листок-книга, книга-библиотека.
-
Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для
каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами...
-
Игра «Что может произойти, если…» - Растение долго не поливать…; - На
раскаленную сковородку капнула вода…; - Мальчик чиркнул спичкой…
-
Игра: "Найди лишнее". 1.Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис; 2
Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета; 3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион;
4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч и т.д.
Упражнения, способствующие развитию памяти
- «Детектив».
Развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматри- вает
15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки,
которые запомнил.
-
«Пирамида». Развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет
ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем
взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три
слова, ребенок - повторяет и т.д.).
-
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее
сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок
должен ее найти.
-
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды
утром.
-
Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист
переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
-
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы;
ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
-
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить
его.
-
«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из
множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
-
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков,
веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Упражнения, способствующие развитию воображения
- Игра
«Дорисуй».Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно
каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.
- Игра «Выкладывание фигур». Ребёнку
предлагается из определённого числа палочек сложить какую-нибудь фигуру. Можно
договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы.
-
Игра «Чудесный лес». Ребенку дать лист бумаги с рисунками, на которых нужно
дорисовывать то, что лишь намечено: ветки, муравьи, животные, бабочки, цветы.
Ребёнок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано. Заранее
оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки. Можно устроить сочинить
сказочную историю о чудесном лесе. Также можно играть в игры «Чудесный дом»,
«Чудесное море» и т.д.
-
Игра «Сочиним историю». Взрослый начинает историю: «Жили – были…» - далее
придумывает ребенок. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего
состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более
осмысленном.
-
«Слепой художник». Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику»
завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы
загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две
точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится.
Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.
-
Взрослый может попросить ребенка перечислить те образы, которые ассоциируются у
него со следующими словами: зима ( снег, санки, лыжи, холод и т.п.); время; бедность;
жара; терпение; обед; нежность; счастье...
-
Игра «Письмо». Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию,
рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное
письмо. Напимер, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером
играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу
письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в
этом письме.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.07.2021
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 06.09.2022