Мастер-класс для педагогов Тема: «Подвижные народные игры и дидактические пособия как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

08.04.2021

Цель: познакомить педагогов с дидактическими играми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

- раскрыть перед педагогами специфику и роль дидактических игр по воспитанию дружеских отношений в детском коллективе.

- продемонстрировать эффективные методы и приемы работы с детьми: дидактические игры и дидактические пособия.

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам, он вообще должен приобрести опыт переживания человеческого чувства.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое — чувство долга по отношению к обществу, Родине.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городув группе оформлен патриотический уголок.

Из всего вышесказанного следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека, и игровая деятельность поможет нам реализовать наши цели и задачи по патриотическому воспитанию. Все виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, народные.

Я хочу остановиться на двух видах игр: народная и дидактическая.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, отношения детей в игре. В нашей группе создана картотека дидактических игр «Путешествие по родному селу», пазлы «Собери символы России», «Найди флаг» и др., совместно с родителями создан семейный альбом.

Народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю.

Вашему вниманию правила некоторых подвижных народных игр.

Дидактической игры «Зачем?”.

- Как вы думаете, зачем нужны друзья? (Чтобы дружить)

Зачем нужно дружить? (Чтобы быть всегда вместе) Зачем быть вместе? (Чтобы помогать друг другу). Зачем помогать? (Чтобы другу было хорошо)

- Я с вами согласна. С друзьями хорошо, а без друзей плохо. Я вам предлагаю поиграть в игру

"Найди себе друга?” Хотите? Тогда выходите на ковёр. Послушайте меня, как будем играть. Когда зазвучит музыка, вы будете гулять по всему ковру. Как только музыка закончится, вы должны будете выбрать себе друга, подойти к нему и обнять его. (Игра повторяется 2-3 раза).

А сейчас давайте возьмемся за руки, сделаем большой круг и скажем наш девиз: «Вот теперь мы все друзья, вместе – дружная семья!»

«Построим вдвоем».

Проходите к столам. На столах стоят наборы деревянного конструктора, вы вместе со своим другом сядете за один стол, решите какую постройку будете строить и приступите к работе. Её надо выполнить как можно быстрее. А я посмотрю, что у вас получиться. Вот какие замечательные постройки у вас получились, потому-то вы взрослые люди и умеете договариваться между собой и поэтому быстро справились с заданием. А наши дети не всегда могут выполнить задание не поссорившись, для примирения детей я использую

Дедушка Мазай

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были — мы не скажем, А что делали — покажем.

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.Хочу такой сайт

Баба Яга

Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заход" в него. Один из играющих произносит:

В темном лесу избушка Стоит задом-наперед. В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет. У нее глаза большие, Дыбом волосы стоят. Ух и страшная какая, Наша Бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят в крут и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать и с закрытыми глазами угадать пойманного

«Перстень»

Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» — колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают:

Я по лавочке иду, Золот перстень хороню — В матушкин теремок, Под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать! Мне вам не сказать, не сказать! Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали, Мы давно перстень искали — Все за крепкими замками, За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка — по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем у кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.

Дударь

Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Ножки болят. Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Здоров!

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

Упражнение на рефлексию «Солнышко»

Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденной вами формы работы. Я предлагаю вам выразить свое мнение, продолжив фразы, написанные в центре солнышка, на его лучиках.

Педагогам раздаются 6 листов с изображением солнышка разных оттенков с шестью лучиками. В центре солнышка написана фраза:

- Увиденный опыт работы меня …

- Совместную работу на мастере - классе я оцениваю как…

- Данный мастер-класс натолкнул меня на мысль …

- Из мастер-класса я усвоила…

- Больше всего на меня произвело впечатление…

- Я пожелала бы…

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.06.2021

Дата обновления: 08.06.2021

Дата публикации: 08.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».