14.01.2024
Окружающая среда ребенка – это
не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она
приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество
быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов,
мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с
дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет
особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и
зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и
подстерегает его беда, которая на официальном языке называется
«дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он
стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части
транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего
транспорта – это большая опасность.
Приводит к этому незнание
элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к
поведению детей на проезжей части.
Несчастных случаев на дорогах
будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во
дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят
здоровье и жизнь.
Важно как можно раньше научить
ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой
дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать
окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Знакомить детей с правилами
дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге
необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве,
наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой
поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Именно в этом возрасте ребенок
должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он
должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни
к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент
возникшей опасности.
Велика воспитательная роль
детских садов. Здесь дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и
регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц
и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на
улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в
пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание,
ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все эти
требования отражены в программе «От рождения до школы».
Обучение правилам дорожного
движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в
соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего
воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей
излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.
Обучая детей правилам дорожного
движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это –
беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений,
чтение художественной литературы и т.д. Эту работу должны совместно проводить
психолог – воспитатель – родитель – ребенок. Работа по воспитанию навыков
безопасного поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой
акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна
охватывать все виды деятельности и в течение всего года. Для этого необходимо,
чтобы воспитатели работали по разработанным перспективным планам для каждой
возрастной группы, что повышает и их педагогическое мастерство. Для этого
педагоги дошкольного образования должны быть обеспечены современными, научно
обоснованными, педагогически грамотными учебно-методическими разработками и
наглядными средствами обучения, разработанными на основе новых педагогических
технологий.
Для повышения ответственности за
соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться
определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские
собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и
т.д.
Частыми гостями детского сада
должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям
о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально
расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации
для родителей и дают свои рекомендации им.
Таким образом, единство
требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и
соблюдение детьми правил дорожного движения.
Литература
1. Клименко В.Р. Обучайте
дошкольников правилам движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
2. Степаненкова Э.Я., Филенко
М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет.
Сада. Изд.2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. 63с.
3. Саулина Т.Ф. Три сигнала
светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: для работы
с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.: цв.вкл.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.06.2021
Дата обновления: 12.02.2024
Дата публикации: 14.01.2024