Семинар-практикум Тема: «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста».

30.07.2020

Семинар-практикум

Тема: «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста».

Автор разработки: Общая Наталья Александровна, старший воспитатель.

 

Цель: создать информационное пространство для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности по развитию речи дошкольников.

Задачи:

1)                  познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению современных технологий для развития детского речевого творчества и группового взаимодействия.

2)                  способствовать развитию креативного мышления участников семинара;

3)                  создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара-практикума.

Методические материалы

1.                  Артикуляционная сказка.

Демонстрационный: картинки к артикуляционной сказке «Гости».

Раздаточный: зеркала. 

2.                  Дыхательная гимнастика.

Демонстрационный: схема для проведения дыхательной гимнастики.

3.                  Задания для развития лексико-грамматического строя речи.

4.                  Игра «Есть-нет».

Раздаточный: предметные картинки для каждого участника.

5.                  Упражнение «Семейка родственных слов»

Раздаточный: пособие «Дерево родственных слов» - на каждую команду (игра, снег, цвет).

6.                   Пальчиковый игротренинг

7.                  Упражнения «Добыча огня»,  «Крючки»

Раздаточный материал: цветные карандаши.

8.                  Кинезиологические упражнения.

9.                  Упражнения: «Домик», «Цепочка», «Зима» и др.

Раздаточный: текстовый материал к упражнению « Зима».

10.              Мнемотехника.

Раздаточный: мнемотаблицы с зашифрованными скороговорками.

11.              ТРИЗ

Игры «Помоги Золушке», «Чудо-животное», «Рассказ о сказочном герое».

Демонстрационный: картина « Чудо-животное», морфологическая таблица для составления рассказа о сказочном герое.

12.              Синквейн.

Задание: составление синквейна на заданные темы.

Демонстрационный: слайд на тему «Весна»

Раздаточный: на темы «Родина», «Семья», «Дети».

Теоретическая часть

Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к.

Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

1.                  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

2.                  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

3.                  С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

4.                  Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач подготовки детей к школе главных задач в подготовке детей к школе.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область  «Речевое развитие» включает: (2-й слайд)

1)                 владение речью, как средством общения и культуры;

2)                 обогащение активного словаря;

3)                 развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4)                 развитие речевого творчества;

5)                 развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

6)                 знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Для осуществления поставленных задач,  относящихся к образовательной области «Речевое развитие» в настоящее время применяются различные современные технологии.

Но сначала мы хотим уточнить, что такое технология в педагогике.  Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

 

Задача нашего семинара подробнее осветить раздел «Развитие детского речевого творчества и группового взаимодействия детей»

При выборе технологии необходимо ориентироваться  на следующие требования:

1)                 ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

2)                 реализация  принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

3)                 организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

4)                 содержание технологии должно быть сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

5)                 технология должна носить здоровьесберегающий характер;

6)                 основу технологии должно составлять личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

1)                 беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

2)                 выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

3)                 иллюстрирование, составление диафильма, комиксов;

4)                 народные песни, потешки, пестушки;

5)                 игры-иллюстрации (дети иллюстрируют пословицы, поговорки, сказку);

6)                 загадки (для овладения описательной формой речи).

 В этот перечень можно добавить следующие современные технологии:

1)                 логотренинги

2)                 пальчиковые игротренинги

3)                 кинезиологические упражнения

4)                 мнемотехники

5)                 ТРИЗ

6)                 сказкотерапия

7)                 сочинительство

8)                 синквейн

9)                 экспериментирование Хочу такой сайт

10)             информационно-коммуникативные технологии

Сейчас мы с вами подробнее остановимся на некоторых технологиях, способствующих развитию речевого творчества и группового взаимодействия.

Почему в этом перечне логотренинги стоят на первом месте?  Много лет занимаясь коррекцией речи детей, мы считаем, что логотренинги являются базой для формирования правильной речи.

А вы, как педагоги, понимаете, что без правильной речи у ребёнка не сформируются полноценные коммуникативные  навыки, которые необходимы ему для общения с окружающими.

II. Практическая часть семинара.

1. Напоминаем вам, что логотренинги включают в себя:

1.                  Артикуляционную гимнастику;

2.                  Развитие просодических компонентов речи (это интонация, тембр, дикция, паузы, ударения, темп, ритм, речевое дыхание);

3.                  Мимическую гимнастику;

4.                  Упражнения для развития грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, правильное использование предложно-падежных конструкций, согласование с числительными);

5.                  Логоритмические упражнения (система двигательных упражнений, сочетающихся с произнесение специального речевого материала под музыку).

Чтобы артикуляционные упр-я не были скучны для детей их можно проводить с использованием картинок, стихов, сказок.

Мы предлагаем вам отправиться в артикуляционную сказку.

Толстые внуки приехали в гости.

С ними - худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись, в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки,

Их соберём мы себе в кузовочки.

Дыхательная гимнастика по схеме.

Задания на развитие лексико-грамматического строя речи

1.                  Игра «Есть-нет» с картинками (сказать о вариантах игры )

2.                  «Слова-родственники»  (цвет, добро, снег.)

II. Пальчиковый игротренинг вы все используете в своей работе. Мы предлагаем вам выполнить упражнение с карандашами:

«Добыча огня» и «Крючки».

III. Кинезиологические  упражнения  - гимнастика для мозга. Кинезиология  - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Киенез. упр-я направлены на развитие межполушарных связей, синхронизацию работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления, пространственных представлений. (Привести примеры простых и сложных упр-й: домик, кисточки, рубим капусту.)

Упражнения «Домик», «Цепочка», «Зима».

IV. Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Используется в совместной и самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации). Строится от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. 

(Зашифрованные скороговорки.)

V. ТРИЗ

Теория Решения Изобретательских Задач. Автор Генрих Саулович Альтшуллер. Цель ТРИЗа – развить фантазию детей и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Педагоги нашего детского сада в течение многих лет системно работают по использованию ТРИЗ-технологии.

Методы и приёмы ТРИЗ-технологии (такие, как системный оператор, морфологический анализ, творческое рассказывание по картинке, составление сказок, работа с именами признаков, метод фокальных объектов, игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов и т. д.) максимально используются для развития у детей речевого творчества и группового взаимодействия.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, рассказывать истину, он должен учить её находить.

А сейчас мы вам представим на практике, некоторые из перечисленных методов:

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.

 «Помоги Золушке»  Золушка замесила тесто, а когда нужно было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы: надо пойти к соседям, попросить у них ; сходить в магазин, купить новую ; можно раскатать пустой бутылкой; можно найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжёлым прижимать.

Метод фокальных объектов – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другого. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

 «Чудо-животное». Пользуясь методом фокальных объектов, можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться и т. д.

«Расскажи о сказочном герое» Создание новых сказочных образов с помощью морфологической таблицы. Что бы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно больше критериев и характеристик этого объекта по каждому критерию.

Например: Иван – Царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигается на лыжах.

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников.

 Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк, написанное по следующим правилам:

1. Кто? Что? – одно существительное   (Весна).

2.Какой? Какая? Какое? – два прилагательных  (долгожданная, тёплая).

3. Что делает? – три глагола  (оживляет, воодушевляет, согревает).

4. Что автор думает?  – фраза из 4-х слов (Чудесная пора пробуждения природы).

5. Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом  (Солнце).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Плюсы синквейна:

1)                 изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; 

2)                 отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

3)                 дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас;

4)                 совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

5)                 активизируется и развивается мыслительная деятельность;

6)                 совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;

7)                 дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Дошкольный возраст, это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2021

Дата обновления: 06.06.2021

Дата публикации: 30.07.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».