30.07.2020
Семинар-практикум
Тема: «Современные
технологии развития речи детей дошкольного возраста».
Автор разработки: Общая Наталья Александровна,
старший воспитатель.
Цель: создать информационное пространство
для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности по
развитию речи дошкольников.
Задачи:
1)
познакомить
участников семинара-практикума с опытом работы по применению современных
технологий для развития детского речевого творчества и группового
взаимодействия.
2)
способствовать
развитию креативного мышления участников семинара;
3)
создать
благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников
семинара-практикума.
Методические материалы
1.
Артикуляционная
сказка.
Демонстрационный: картинки к артикуляционной
сказке «Гости».
Раздаточный: зеркала.
2.
Дыхательная
гимнастика.
Демонстрационный: схема для проведения
дыхательной гимнастики.
3.
Задания
для развития лексико-грамматического строя речи.
4.
Игра
«Есть-нет».
Раздаточный: предметные
картинки для каждого участника.
5.
Упражнение
«Семейка родственных слов»
Раздаточный: пособие
«Дерево родственных слов» - на каждую команду (игра, снег, цвет).
6.
Пальчиковый игротренинг
7.
Упражнения
«Добыча огня», «Крючки»
Раздаточный материал:
цветные карандаши.
8.
Кинезиологические
упражнения.
9.
Упражнения:
«Домик», «Цепочка», «Зима» и др.
Раздаточный: текстовый
материал к упражнению « Зима».
10.
Мнемотехника.
Раздаточный:
мнемотаблицы с зашифрованными скороговорками.
11.
ТРИЗ
Игры
«Помоги Золушке», «Чудо-животное», «Рассказ о сказочном герое».
Демонстрационный:
картина « Чудо-животное», морфологическая таблица для составления рассказа о
сказочном герое.
12.
Синквейн.
Задание:
составление синквейна на заданные темы.
Демонстрационный: слайд на тему «Весна»
Раздаточный: на темы «Родина», «Семья», «Дети».
Теоретическая часть
Дошкольный возраст является периодом речевого
развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя
детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения,
опирающееся на владение родным литературным языком.
Проблема речевого развития детей дошкольного
возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к.
Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается
стабильно высоким.
1.
Овладение
родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве.
2.
В
современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания
и обучения детей.
3.
С
развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех
основных психических процессов.
4.
Обучение
дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач подготовки детей
к школе главных задач в подготовке детей к школе.
Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная
область «Речевое развитие» включает:
(2-й слайд)
1)
владение
речью, как средством общения и культуры;
2)
обогащение
активного словаря;
3)
развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4)
развитие
речевого творчества;
5)
развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6)
знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
Для осуществления поставленных задач, относящихся к образовательной области
«Речевое развитие» в настоящее время применяются различные современные
технологии.
Но сначала мы хотим уточнить, что такое технология
в педагогике. Это совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Задача нашего
семинара подробнее осветить раздел «Развитие детского речевого творчества и
группового взаимодействия детей»
При выборе
технологии необходимо ориентироваться на
следующие требования:
1)
ориентация
на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
2)
реализация принципа взаимосвязи познавательного и
речевого развития детей;
3)
организация
активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом
его возрастных и индивидуальных особенностей;
4)
содержание
технологии должно быть сориентировано на становление позиции субъекта в общении
и речевой деятельности;
5)
технология
должна носить здоровьесберегающий характер;
6)
основу
технологии должно составлять личностно-ориентированное взаимодействие с
ребенком;
Система развития
речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
1)
беседы о
прочитанном, толкование поэтического словаря;
2)
выразительное
чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с
другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
3)
иллюстрирование,
составление диафильма, комиксов;
4)
народные
песни, потешки, пестушки;
5)
игры-иллюстрации
(дети иллюстрируют пословицы, поговорки, сказку);
6)
загадки
(для овладения описательной формой речи).
В этот
перечень можно добавить следующие современные технологии:
1)
логотренинги
2)
пальчиковые
игротренинги
3)
кинезиологические
упражнения
4)
мнемотехники
5)
ТРИЗ
6)
сказкотерапия
7)
сочинительство
8)
синквейн
10)
информационно-коммуникативные
технологии
Сейчас мы с вами подробнее остановимся на
некоторых технологиях, способствующих развитию речевого творчества и группового
взаимодействия.
Почему в этом перечне логотренинги стоят на
первом месте? Много лет занимаясь
коррекцией речи детей, мы считаем, что логотренинги являются базой для
формирования правильной речи.
А вы, как педагоги, понимаете, что без
правильной речи у ребёнка не сформируются полноценные коммуникативные навыки, которые необходимы ему для общения с
окружающими.
II. Практическая часть
семинара.
1. Напоминаем вам, что логотренинги включают в
себя:
1.
Артикуляционную
гимнастику;
2.
Развитие
просодических компонентов речи (это интонация, тембр, дикция, паузы, ударения,
темп, ритм, речевое дыхание);
3.
Мимическую
гимнастику;
4.
Упражнения
для развития грамматического строя речи (словоизменение, словообразование,
правильное использование предложно-падежных конструкций, согласование с
числительными);
5.
Логоритмические
упражнения (система двигательных упражнений, сочетающихся с произнесение
специального речевого материала под музыку).
Чтобы артикуляционные упр-я не были скучны для
детей их можно проводить с использованием картинок, стихов, сказок.
Мы предлагаем вам отправиться в артикуляционную сказку.
Толстые внуки приехали в гости.
С ними - худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки,
Их соберём мы себе в кузовочки.
Дыхательная
гимнастика по схеме.
Задания на развитие
лексико-грамматического строя речи
1.
Игра
«Есть-нет» с картинками (сказать о вариантах игры )
2.
«Слова-родственники» (цвет, добро, снег.)
II. Пальчиковый
игротренинг вы все используете в своей работе. Мы предлагаем вам выполнить
упражнение с карандашами:
«Добыча огня» и
«Крючки».
III. Кинезиологические
упражнения - гимнастика для
мозга. Кинезиология - наука о развитии
умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные
упражнения. Киенез. упр-я направлены на развитие межполушарных связей,
синхронизацию работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания,
речи, мышления, пространственных представлений. (Привести примеры простых и
сложных упр-й: домик, кисточки, рубим капусту.)
Упражнения «Домик»,
«Цепочка», «Зима».
IV. Мнемотехника –
система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранение
и воспроизведение информации, развитие связной речи. Используется в совместной
и самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации). Строится
от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Особенно эффективны
мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на
каждое слово или маленькое словосочетания придумывается картинка. Таким образом,
всё стихотворение зарисовывается схематически.
(Зашифрованные
скороговорки.)
V. ТРИЗ
Теория Решения
Изобретательских Задач. Автор Генрих Саулович Альтшуллер. Цель ТРИЗа – развить
фантазию детей и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Педагоги нашего
детского сада в течение многих лет системно работают по использованию
ТРИЗ-технологии.
Методы и приёмы
ТРИЗ-технологии (такие, как системный оператор, морфологический анализ,
творческое рассказывание по картинке, составление сказок, работа с именами
признаков, метод фокальных объектов, игры на нахождение внешних и внутренних
ресурсов и т. д.) максимально используются для развития у детей речевого творчества
и группового взаимодействия.
Основным средством
работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые
знания, рассказывать истину, он должен учить её находить.
А сейчас мы вам
представим на практике, некоторые из перечисленных методов:
Игры на нахождение
внешних и внутренних ресурсов.
«Помоги Золушке» Золушка замесила тесто, а когда нужно было
раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь
пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы: надо пойти к соседям, попросить у
них ; сходить в магазин, купить новую ; можно раскатать пустой бутылкой; можно
найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими
кусочками, а потом чем-нибудь тяжёлым прижимать.
Метод фокальных
объектов – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другого. Этот
метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять
своим мышлением.
«Чудо-животное». Пользуясь методом фокальных
объектов, можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто
его родители, где он будет жить и чем питаться и т. д.
«Расскажи о
сказочном герое» Создание новых сказочных образов с помощью морфологической
таблицы. Что бы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как
можно больше критериев и характеристик этого объекта по каждому критерию.
Например: Иван –
Царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском
саду и передвигается на лыжах.
Синквейн – новая
технология в развитии речи дошкольников.
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти
строк, написанное по следующим правилам:
1.
Кто? Что? – одно существительное
(Весна).
2.Какой?
Какая? Какое? – два прилагательных
(долгожданная, тёплая).
3.
Что делает? – три глагола (оживляет,
воодушевляет, согревает).
4.
Что автор думает? – фраза из 4-х слов
(Чудесная пора пробуждения природы).
5.
Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым
словом (Солнце).
Составлять
cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна
развивает образное мышление, речь.
Плюсы синквейна:
1)
изученный на занятии материал приобретает
эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
2)
отрабатываются знания о частях речи, о
предложении;
3)
дети учатся соблюдать интонацию; - значительно
активизируется словарный запас;
4)
совершенствуется навык использования в речи
синонимов, антонимов;
5)
активизируется и развивается мыслительная
деятельность;
6)
совершенствуется умение высказывать
собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому
пересказу;
7)
дети учатся определять грамматическую основу
предложений.
Дошкольный возраст, это тот особый возраст,
когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения
его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются в
различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.
Вышеперечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи
детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь
в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей,
творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2021
Дата обновления: 06.06.2021
Дата публикации: 30.07.2020