Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Тема. Викторина по сказкам. Чтение и пересказ русской народной сказки «Никита Кожемяка»

25.04.2019

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи для детей подготовительной к школе группы

Тема. Викторина по сказкам. Чтение и пересказ русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель. Провести занятие в форме викторины. Продолжать учить пересказывать сюжет сказки, развивать связную речь.

Задачи.

Образовательные:

1.                 Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя.

2.                 Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (схем), пересказывать текст сказки последовательно, развивать связную речь.

3.                 Учить объяснять значение слов; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Активизировать словарь детей прилагательными (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

4.                 Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.

5.                 Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Развивающие:

1.                 Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, находчивость, память.

2.                  Упражнять в нахождении закономерности; развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

3.                 Развивать логическое мышление, дружеские отношения.

4.                 Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать)

5.                 Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

6.   Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгадывать героя, развивать интерес к русскому народному творчеству.

Воспитательные:

1.                 Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2.                 Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее; воспитывать интерес к занятию.

3.                 Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

4.                 Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

5.                  Формировать умение слушать собеседника, не перебивать его.

6.                 Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, исследовательская.

 

Материалы и оборудование: Карточки с героями сказок, магниты, магнитная доска, фишки, жетоны с ежатами и совятами.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа): рассматривание иллюстраций к сказкам, картинок, фотографий с изображением животных. Чтение русских народных сказок.

Взаимодействие с родителями: беседа с родителями на тему «Дошкольный возраст- возраст сказок», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Индивидуальная работа: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Форма организации: фронтальная.

 

Методы и приемы: 

- наглядный: использование иллюстраций, карточек, схем.

- словесный: рассказ педагога, индивидуальные ответы детей.

- практический: упражнения (оказание помощи), артикуляционная гимнастика, физминутка, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение поручений.

- игровой: использование сюрпризных моментов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, поощрение;

Словарная работа: поборы, сыщите, размечу, беду неминучую убыток, сирота, прослезился, пуд, пенька, смола, молиться, межа, борозда.

Ожидаемые результаты:

1.                 Знания детей в соответствии с возрастом детей.

2.                 Дети активно принимают участие в беседе.

3.                 Дети умеют подбирать слова определения к существительным

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети заходят в зал и становятся полукругом.

I . Организационный момент.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята разделиться на две команды «ежата» и «совята» и начать наше увлекательное занятие. (в мешочке жетоны с изображением ежат и совят)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания, которые надо выполнить. Воспитатель обращает внимание детей на клубок (что это, откуда, где можно встретить, услышать про него).

А поможет нам отправиться в путешествие волшебный клубок.

Готовы? В путь! Хочу такой сайт

Закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно:

«Раз, два, три в сказку мы попасть хотим!».

- И вот мы с вами в гостях у сказки, а для того чтобы хорошо слушать и рассказывать сказки нужно поразмять наш веселый язычок.

Артикуляционная гимнастика (стоя)

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки (арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. (Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  (Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. (Щелкать языком.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, а теперь наши команды рассаживаются на свои места. Сегодня у нас будет не просто занятие, а игра-викторина, где 2 команды (совята и ежата) будут соревноваться между собой знаниями и умениями. За каждый правильный ответ дети будут получать вот такие сказочные фишки, которые мы подсчитаем в конце занятия и определи команду победителя.

Итак конкурс «Разминка»
- Как обычно начинается сказка? С каких слов? (жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.)
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях). Сказки всегда  поучительные.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Правильно, сказка может быть волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Послушайте 1-ое задание:

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
   (воспитатель загадывает загадки, а  дети находят картинку  отгадку и показывают ее)

 

1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

2. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят  (Гуси-лебеди)

3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?  (Царевна лягушка)

4. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была. (Репка)

5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок)

6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.  (Волк и семеро Козлят.)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Воспитатель. Почему сказки называются народными?

Воспитатель: Правильно, потому что их сочинил народ.

Послушайте 2-ое задание: Я буду читать русскую народную сказку, и на доске выставлять схемы по сказке, чтобы после моего прочтения, вы смогли пересказать сказку. (схемы.). В сказке будут непонятные для вас слова, например: «поборы», «сыщите», «размечу», «беду неминучую». как вы их понимаете? (словарная работа)

- А теперь послушайте русскую народную сказку «Никита Кожемяка». Эта сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик  А. Афанасьев. (чтение сказки).

- Ребята как называется сказка?
- Кто  главные герои в сказке?
- Кем был главный герой?
- В каком городе появился змей?
- Почему змея боялись?
- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

-  Что предложил змей Никите Кожемяке?

- Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

- Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

- Есть ли в сказке непонятные для вас слова?

- В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
- А как ласково называла царевна своих родителей? Батюшка, матушка.

-Какие слова можно подобрать к слову «сила»? сильный, силач, силище, сильнее, сильней.

А теперь 3 –е задание:
Пересказ сказки детьми. По 3 ребенка с каждой команды выходят и по картинкам пересказывают сказку.

 

Физкультурная минутка "Сказки"

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)


Вот  мы репку посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")


Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодать. ( указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

 

Воспитатель: - Молодцы вы знаете много сказок, их героев. На этом наше путешествие подошло к концу,  закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Открыли глазки.
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?

- А теперь давайте подсчитаем наши фишки и определим команду – победителя. Но так как на нашей сказочной викторине были все ребята активные, все отвечали и старались, у нас победила дружба.
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове,  покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец).  

До новых встреч друзья!!

   

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.02.2021

Дата обновления: 13.02.2021

Дата публикации: 25.04.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».