Технология ТРИЗ - как способ развития у дошкольника познавательной активности

22.12.2023

Технология ТРИЗ - как способ

развития у дошкольника познавательной активности

«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно», - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие педагоги убедились на своем опыте, что система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?

Основная концепция методики:

Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику.

Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить, и решать проблему.

Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. 

Есть много методов у данной технологии - это и метод фокальных объектов, метод морфологической таблицы и работа над развитием словотворчества, метод маленьких человечков.

Отличие от стандартных подходов в обучении:

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках преподавателя.

Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие. ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

Практическое применение в детском саду:

 Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики.

 Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах? В игру привлекаются все дети, и возникает другой вариант той же самой игры:

Ведущий задает пару строго повторяющихся вопросов:   « Это хорошо потому, что …?», а после ответа новый вопрос: « Это плохо потому, что…?» и т.д.

Исходная ситуация: «Промочил ноги»

Промочить ноги – это ПЛОХО потому, что…?

Можно заболеть

Заболеть – это ХОРОШО(!) потому, что…?

Не надо ходить в школу, (детский сад)

Не ходить в школу – это ПЛОХО потому, что …?

Скучно сидеть дома.

Сидеть дома – это ХОРОШО  потому, что …?

Научишься играть самостоятельно

Научишься играть самостоятельно – ПЛОХО потому, что…?

Отвыкаешь от детей.

Отвыкать от детей – ХОРОШО, потому, что…?

Когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т.д.

 

Можно начать разговор и с обратного вопроса:

Промочить ноги – это ХОРОШО потому, что..?

Узнаешь, что текут ботинки.

Узнать, что текут ботинки – это ПЛОХО потому, что..?

Надо покупать новые.

Покупать новые ботинки – это ХОРОШО потому, что …?

В новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.

Ходить по лужам – ПЛОХО потому, что..?

Будет ругать мама.

Когда ругает мама – это ХОРОШО потому, что…?

Она меня чему- то учит…


Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы «ХОРОШО» и «ПЛОХО». Не судите строго ответы детей. Им трудно, их все слушают, а времени на обдумывание нет.


Такие игры  учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Еще один пример: Горячая вода – это плохо потому, что..?

Противоречие: моем посуду – обжигаем руки.

Разрешить: добавить холодной воды, добавить моющее средство…

Противоречия встречаются в пословицах:

«Тише едешь – дальше будешь»

«Утро вечера мудренее»

«Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня»

«Что с воза упало, то пропало»

«Баба с воза – кобыле легче» и др.

Тесная связь желаемого и не желаемого отмечалась еще в древности «Нет худа без добра».

Варианты игры:

1.Использовать на занятии по ознакомлению с природой:

- В лесу растет много деревьев. Это хорошо или плохо.

- Идет снег весной. Это хорошо или плохо.

- Птицы улетают на юг. Это хорошо или плохо?

 В беседе о транспорте:

- На чем люди ездят?

- Ездить на автобусе – это хорошо или плохо?

- Когда много пассажиров – это хорошо или плохо?

 На занятии по ознакомлению с художественной литературой:

- Трудно жилось Хаврошечке – это хорошо или плохо?

Заучивание стихотворения «Посидим в тишине» - сидеть в тишине – это хорошо или плохо? Шуметь хорошо?

Чтение «Неизвестный герой»  - когда огонь хорошо, а когда плохо? Костер в лесу – когда хорошо, а когда плохо?

2.Игра «Цепочка» - хорошо, что похудела, но это плохо…?

Плохо, что идет снег, но это хорошо…?

3. «Одному хорошо, а другому плохо»

Отобрал мяч. Мне хорошо, а другому плохо. Сделай так, чтобы обеим было хорошо.

Вода. Для кого она хорошо, а для кого она плохо.

4. «В одно время хорошо, а в другое плохо»

Утром звенит будильник – хорошо, а ночью плохо.

Спускаемся по лестнице. Когда хорошо, а когда плохо?

5. Переход количества в качество:

Сколько надо съесть конфет, чтобы было хорошо?(1-2)

А килограмм?

Болит голова. Выпили одну таблетку – хорошо, а много – плохо.

В  игре закладываются основы изобретательства.

- Что можно сделать, чтобы игрушка была лучше?

- Сегодня вы будите волшебниками. Придумайте карандаш, который бы никогда не ломался. Цель игры: «наживить» идею противоречий, воспитывать неабстрактное мышление.

6.Приемы, используемые на занятии по ИЗО, в свободное время:

Назови или нарисуй дерево, которое давало бы пищу, мебель.

Изобрази на пляже много людей, не изображая их.

Дорисуй предмет до целого.

Сосулька – как ее достать.

Придумай те устройство, на котором можно было бы доехать до волшебной страны.

Придумайте существо, которое ни кто никогда не видел.

Город будущего.Хочу такой сайт

Изобразите полянку, на которой отдыхали бы люди, не изображая самих людей.

Представьте, что вас унес ветер, а куда, ни кто не знает. Нарисуй куда.

Система ТРИЗА – видеть не сиюминутно, а видеть в прошлом, настоящем и будущем. Ребенка надо озадачивать.

Старое дерево.

Почему кора старая? (птицы клевали, ветер хлестал.)

Какие ветви? (кривые, могут быть обломаны…)

А корни? (Растет, растет, и корни вышли наружу…)

Солнце и яйцо.

Солнце нагрело яйцо, вылупился цыпленок. Лежит он на песке, смотрит, удивляется. Поэтому глаза большие, хочет пить – нарисовали клюв, хочет бегать – нарисовали ножки…

Ребенка надо озадачивать.

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям.

Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду», то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее.

Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно послушайте  следующие советы.


Умелое использование ТРИЗ в детском саду:

- Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.

-  Не давите на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.

- Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

 Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

Игра « Кто-кто в теремочке живет?»

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее. Вы можете сами сделать эти заготовки или смастерить их вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

«Маша-Растеряша»

 Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. В детском саду это сделать нетрудно, так как вниманию ребенка предлагается огромное количество разнообразных предметов. Можно спросить, указывая на объект: «Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?»

Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

- Ой!

- Что случилось?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)?

Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.


Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Для воспитателя ТРИЗ – это  инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Упражнения на понимание и развитие системного мышления у детей:

На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга + свечка+ очки (можно читать в темноте), карандаш + бумага +резинка (удобно рисовать). Винт – отвертка. Очки – очечник. Замок – ключ. Мыло – мыльница. Ружье – патрон – чехол – шомпол. Сабля – ножны.

Вопросы на понимание системного эффекта:

Составьте полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка…

Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (разделение функций – одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения…)

Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, опыление, воспроизведение субстрата…)

Зачем люди живут деревнями, строят города?

Зачем детей в школе объединяют в классы?

Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?

Ради какого системного эффекта созданы системы: диван – кровать, кресло – кровать, железобетон?

Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? Например: для муравьев, муравьиная куча – это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение ее плодовитости.

Упражнение «Назови Целое по его Частям»:

Вариант 1:Называю несколько ПС, прошу ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.

Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, тайга, бор, джунгли).

Даны ПС: Вода, рыбы, водоросли…(С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд)

Даны ПС: обложка, корешок, страницы..(С: книга или фотоальбом)

Вариант 2: Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?

Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище, хвост (С: обезьяна)

Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет)

Даны ПС: Голова, глаза, туловище (С: все животные кроме простейших)

Даны ПС: Ствол, лист, корень (С: дерево)

Даны ПС: Ствол (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).

Вариант 3: Теперь по нарастанию числа ПС:

- У каких систем есть труба? (дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль….)

-У каких систем есть труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход)

- Труба, колеса и якорь? (остался колесный пароход)

Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.

- У кого есть иголки? (ель, сосна, кедр, роза, акация, еж, дикобраз, кактус, ерш, крыжовник, облепиха…)

- У кого есть иголки и жабры? (Ёрш…)

- Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…)

 - Подошва и снег? (Высокая гора)

Упражнения на развитие функционального мышления у детей:

Упражнение «Находчивость» или « На необитаемом острове»

Детям говорят: «Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров и у вас нет предмета, который вам нужен, но вы знаете, что одно и то же дело можно выполнить разными способами»

Придумай, чем можно забить гвоздь, кроме молотка?

Задания:

- В чем или на чем можно плавать по озеру, если обычных плавательных средств нет?

- Очень хочется рисовать, а красок, кисточки, карандаша – чем обычно рисуют – нет. Дайте десять ответов на вопрос: - Чем и на чем можно рисовать?

- В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?

- На улице сильный мороз. Ты отдал сестренке свои рукавицы. Как быть?

- В лесу вас застал сильный дождь. Как быть?

 Методы ТРИЗ эффективны  в детском саду. Игры, конечно, могут быть самыми разнообразными, для педагога здесь полная свобода фантазии. Игра для развития ребенка дошкольника имеет колоссальное значение, ведь именно в ней ребенок имитирует окружающие его социальные роли, поэтому следует постараться, чтобы научиться сочетать с игрой ТРИЗ-технологии.

 Влияние методики на тип мировоззрения ребенка:

 В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе.

Целеустремленный человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив дополнительные силы. Выбор за каждым.

Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность?

В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ?

Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.01.2021

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 22.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».