01.01.2017
1. «Аналогии»
Цель: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)
Ход.
Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.
2. Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»
Цель: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.
Оборудование: мяч.
Ход.
Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.
3. «Сравни разных зверят»
Цель:учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Ход:
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
4.«Отгадай предмет по названию его частей»
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.
Ход:
Детям предлагается следующий речевой материал:
- ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево
- копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова
- кабина, крылья, мотор, хвост — самолет
- рука, туловище, нога, волосы – человек.
5. «Все наоборот»
Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Ход.
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.
5."Говори наоборот"
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ход.
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный
быстрый – медленный
красивый – безобразный
пустой – полный
худой – толстый
умный – глупый
трудолюбивый – ленивый
тяжелый – легкий
трусливый – храбрый
твердый – мягкий
светлый – темный
длинный – короткий
высокий – низкий
острый – тупой
горячий – холодный
больной – здоровый
широкий – узкий
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017