Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Для детей старшей группы Тема: «Ознакомление со свойствами стекла»

03.09.2024

Цель:Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.)

Программное содержание:развивать память, воображение, мышление, речь. Упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных и разгадывании загадок. Рассказать о производстве стекла. Воспитывать умение работать в команде. Воспитывать умение аккуратно обращаться со стеклянными предметами.

Материал: предметы из стекла, салфетка, фишки, аудиозапись, магнитофон, записка от королевы, медальки с изображением стеклянных предметов на всех детей.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель.Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте пожелаем им доброго утра. Встанем все вместе в кружок.

Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро! Доброе утро! (дети машут руками, изображая приветствие)
– Солнцу и птицам! (поочередные взмахи вправо, влево)
Доброе утро! Улыбчивым лицам (улыбаются, наклоняясь в круг)
И каждый становится, добрым доверчивым
Пусть доброе утро, длится до вечера.

Воспитатель. Ребятки, сегодняшнее занятие необычное. Я предлагаю вам отправиться в волшебное королевство, а в какое, мы узнаем только тогда, когда произнесем волшебные слова:

«Если мы глаза закроем и подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем, о котором не забудем»

(дети с закрытыми глазами повторяют за воспитателем).

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, открывайте свои глазки. А куда это мы попали? Смотрите, написано прослушайте меня. (Воспитатель обращает внимание детей на магнитофон, на котором стикер с надписью: «Прослушайте меня». Включает аудиозапись)

Приветствую, вас, дорогие мои гости!

Вы попали в волшебную страну Стекляндию, а я королева Хрусталина.

Жители моей страны уникальны и прекрасны. Как вы думаете из чего они сделаны? (В этот момент запись приостанавливается и дети отвечают на вопрос, затем запись снова воспроизводится). Правильно, из стекла! И сегодня вы узнаете много нового о моих подданных. Давайте начнём знакомство. Все детки любят играть, а вы? Тогда давайте поиграем в игру «Что из чего?».

(Запись заканчивается).

Воспитатель проводит Д. И. с мячом «Что из чего?». Воспитатель. Ребятки, я буду вам передавать мяч, а вы, в ответ, называть из чего сделан предмет. Например: блюдце из фарфора- фарфоровое блюдце.


Аквариум из стекла – стеклянный аквариум.

Ваза из хрусталя – хрустальная ваза

Дверь из стекла – стеклянная дверь

Графин из стекла – стеклянный графин

Стакан из хрусталя – хрустальный стакан.


Воспитатель. Мы так постарались. Вам понравилась игра?

Ребята, я кажется что-то нашла. (Воспитатель подходит к столу на котором лежат предметы из стекла накрытые салфеткой. А рядом с ними записка в конверте.)Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь записка от королевы Хрусталины: «Вы большие молодцы, справились с первым заданием. А теперь загляните под салфетку».

Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла.

Воспитатель:Сегодня мы с вами познакомимся со свойством стекла. Ребята посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Давайте их назовем. (На столе стаканы, хрустальный графин, хрустальные стаканчики, салатник, пузырьки от туалетной воды, зеркальце, очки, лампочка. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла).

Воспитатель. Как вы думаете, почему множество предметов, окружающих нас, делают из стекла? Давайте мы с вами посмотрим вокруг, какие предметы в нашей группе стеклянные?

(Окна, зеркало, в двери есть стекло, лампочки)

Воспитатель. Правильно! А для чего в комнатах окна? (для того, чтобы попадал солнечный свет).Первое свойство стекла, которое нам необходимо запомнить: стекло прозрачное. (Воспитатель доказывает это. Просит двух детей помочь: один держит стакан, а второй кладет в него разноцветные небольшие шарики).

Воспитатель. Ребята, что делают из стекла, где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, аквариумах и т. д. За правильные ответы дети получают фишки.)

Физкультминутка.

«Отражение в стекле»

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья -

Раз, (3 прыжка на двух ногах)

два, (3 хлопка в ладоши)

три (3 раза наклониться вперед, затем прогнуть спинку назад)

И снова повтори!

Воспитатель. Со всеми стеклянными предметами нужно обращаться аккуратно. Нельзя их бросать. Что произойдёт если я упущу стеклянное изделие? (Оно разобьётся.) Значит, стекло хрупкое.

они собрали; из чего сделан предмет и как его используют люди).

Воспитатель.Молодцы. А сейчас, возьмите в руки стеклянные предметы, которые лежат у вас на столах. Опишите пожалуйста словами, какие они на ощупь? (Гладкие, холодные, скользкие предметы).

Воспитатель. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло- водонепроницаемо, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Воспитатель.А если карандашом ударить по стеклянной посуде, что вы услышите? Правильно мелодичный звук. Так же можно прикоснуться одним стаканом к другому, (дети повторяют опыт).

Воспитатель.Давайте назовём все свойства стекла:

- стекло прозрачное;

- стекло хрупкое;Хочу такой сайт

- стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;

- стекло мелодичное.

Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла. Отгадайте теперь мои загадки.

1.Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь — разобьюсь. (Стекло.)

2.Стеклянный домик на окне.

С прозрачною водой

С песком и камушком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

3. Вот стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит а вечером проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)

4. Бабушка Варвара

Всюду их искала

Не залезла чуть в трубу

А они нашлись на лбу. (Очки.)

5. Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник.)

6. Глядись в меня

Хоть целый день

Коль на себя

Смотреть не лень. (Зеркало.)

Воспитатель.А теперь поиграем в игру. (Проводится Д. И. «Что видел, а что запомнил».)

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё салфеткой. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки.

Воспитатель. Какие вы молодцы! Дети посмотрите, что я нашла в этой стеклянной баночке. Это же песочек. А зачем нам нужен песок? (Ответы детей).

Воспитатель. Я хочу вам рассказать историю возникновения стекла, и вы узнаете зачем нужен песок.

Прошло почти 500 лет с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли однажды по пескам пустыни усталые путники. Они решили отдохнуть и развели костёр, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершилось таинство: слияние соли с песком. И родилось чудо! Твёрдый, как камень, прозрачный, сверкающий на солнце слиток лежал утром на том месте, где был костёр. Люди впервые увидели стекло!

У нас в России есть очень много стекольных заводов: в Ростове, в Краснодаре, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Брянске и т. д. На этих заводах изготавливают стекло и стеклянные изделия.

3. Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, королева Хрусталина хочет у нас что-то спросить.

(Воспитатель включает аудиозапись)

Ребята, а для чего вы посетили мою страну?

Как она называется?

Что нового вы узнали о жителях моей страны?

Какие вы молодцы! Я очень рада, что вы были у меня в гостях, заглядывайте почаще в мою страну. До свидания, ребята!

Воспитатель. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в свою группу, в свой садик. (Стимулирую детей проговорить название группы и ДОУ)

Воспитатель.Повторяйте за мной волшебные слова:

Снова мы глаза закроем и подсматривать не будем;

В детский садик мы вернёмся, мир волшебный не забудем!

Вот мы и в нашей группе. Все участники путешествия получают на память медальки с изображением стеклянных предметов.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 25.11.2024

Дата публикации: 03.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».