Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте по теме «Деление слов на слоги, звуковой анализ слов «муха» и «лиса» (от 6 до 7 лет).

18.08.2023

  1. Тема: «Деление слов на слоги, звуковой анализ слов «муха» и «лиса»

Автор разработки: Общая Наталья Александровна, старший воспитатель.

 

Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность детей, производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук».

Задачи:

1.                   Продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков.

2.                   Упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком.

3.                   Совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; упражнять в делении слов на слоги.

4.                   Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

5.                  Помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь.

6.                  Совершенствовать умение детей составлять схемы предложений.

7.                  Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

8.                  Расширять представления детей о насекомых.

9.                  Воспитывать умение сохранять правильную осанку.

10.              Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: макет избушки, картинки с изображением насекомых, карточки для составления схем предложений (на каждого ребенка), демонстрационные карточки для составления схем предложений, карточки для звукового анализа слов (на каждого ребенка), демонстрационные карточки для звукового анализа слов, игрушка кукольного театра Лиса.

Предварительная работа:

Беседа о гласных и согласных звуках, вопросы, объяснения; работа с картинками с заданиями по звуковому анализу, упражнения составлению схем предложений, дидактические игры по обучению грамоте.

Словарная работа: звуковой анализ слов, гласный, согласный, предложение, слоги.

Ожидаемые результаты:

1)                 - дети имеют представление о понятии «гласный звук», «гласный звук», «предложение».

2)                 -умело применяют свои знания;

3)                 -способны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания;

4)                 -дети обладают речевыми навыками.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

 

Игра «Кто в избушку проник?».

Условия игры: воспитатель рассказывает детям сказочную историю, по ходу рассказа задает детям вопросы.

Правила игры: дети по очереди подбирают слова с определенным звуком.

Текст:

«Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук [к]. Кто это был? (Комар, мотылек.) Затем насекомые со звуком [у](муха, паук, гусеница), со звуком [с](оса, стрекоза), со звуком [м](муравей, еще одна муха).

Вдруг подползло насекомое и рассказало, что оно еле-еле убежало от детей, которые очень хотели его поймать. Все очень испугались, устроили переполох, но мы с вами любим животных и не будем их ловить.

А поймаем только последний звук в их названии. Попробуем? Я называю:

- паук, клещ, клоп, трутень, кузнечик, скорпион, шмель, пчела.

Оказались все они в избушке, видят - посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать.

Игра «Угощение»

Назвать слова, которые обозначают сладости, угощения, поделить их на слоги и посчитать их.

Выложить карточками схему предложения.

1) Муха угощает гостей.

2) Бабочка кушает вкусное варенье.

3) Пчела принесла полезный ароматный мед.Хочу такой сайт

 

Напились чаю, истории друг другу рассказывать стали. А потом домой расползлись». Тут и сказки конец.

Но чтобы сказка не расставалась с нами, давайте составим предложения со словом «сказка» и сосчитаем в нем слова.

Составь предложение со словом «сказка» и сосчитай в нем слова.

 

Звуковой анализ слова «муха» и «лиса».

Сначала все выполняют на местах, потом кто-то один выходит к доске.

Сначала слово «муха»

 

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. 

 

Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

«Лллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обознача­ем его зеленой фишкой.

«Лиииса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.

«Лиссса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой.

«Лисааа» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.

Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».

Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.

Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети.

Вопросы:

- Кто это? (Лиса.)

Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)

Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J

- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая...)

- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит...)

Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса.)

Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)

Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка...).

Лиса благодарит всех за ласковые и добрые слова и прощается с детьми.

Рефлексия.

А сейчас наше занятие заканчивается.

- Скажите, ребята, что вам больше всего запомнилось?

- Какое задание было самым сложным?

- А самым легким?

Мне тоже понравилось, как вы отвечали на вопросы, стремились быть активными, поднимали руки. Спасибо за активную работу!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.06.2020

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 18.08.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».