☘ Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
22.11.2022
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн, как внутренних помещений, так и прилегающей к зданию территории: оборудование, мебель, игрушки, пособия, - рассматриваются как необходимые её составляющие.Как уже говорилось выше, ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования, которые включают принципы её построения в ДОУ.
Принцип первый – среда должна быть содержательно-насыщенной, Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; среда должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы;
Второй принцип - полифункциональность материалов, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и мн. др.). А также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, предметов-заместителей);
Третий принцип - трансформируемость пространства, что обеспечивает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;
Четвертый принцип – это вариативность среды, что предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, а также появление новых предметов;
Пятый принцип - доступность среды, что предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
И шестой принцип - безопасность среды, что включает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Опираясь на вышеуказанные принципы и на основании нормативных документов, указанных на слайде, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДОУ, в том числе должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, склонностей, интересов и уровня активности.
Важно отметить, что для организации и обеспечения РППС необходима методическая поддержка. Она заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов, соответствующих требованиям ФГОС ДО. А также использования их в образовательном процессе и с целью повышения квалификации.
Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности важно предусмотреть гибкое зонирование пространства, т.е. предусмотреть наличие различных секторов (уголков, зон, центров и т. п.). Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ. Помещение группы разделить на несколько зон, в каждом из которых должно содержаться достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
-
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
-
вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);
-
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
-
вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
-
провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:
-
полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребѐнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
-
применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;
-
дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
-
эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности.
Степень этого потенциала можно оценить следующим образом.
Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед ребѐнком с использованием элементов РППС таких заданий, чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности.
Возможен и другой вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т. е. «высота» ступеней сложности различна. При такой неравномерности ребѐнок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их выполнить только с помощью взрослого.
Степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания.
Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребѐнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.
Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал. «Автодидактичность» – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Организация пространства
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО12.
Примерный перечень зон для организации РППС:
– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Изменение
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.
В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр.
Иными словами, оперативное изменение
пространства является одним из необходимых
критериев для полноценного функционирования
РППС.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает.
При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Обеспечение
Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного функционирования РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного образования.
Целью методической, технической и информационной поддержки является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач ДОО.
Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС, использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр.
В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовнонравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния:
1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;
3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;
7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.
Представлю вам примерный перечень зон для организации развивающей предметно-пространственной среды:
Для социально – коммуникативного направления:
- центр активности (сюжетно – ролевые игры);
- центр ПДД;
-центр пожарной безопасности;
-центр трудовой деятельности.
Для познавательного направления:
- центр патриотического воспитания;
- центр математического развития;
- центр сенсорного развития;
- центр «Экспериментирования»;
- центр конструктивной деятельности;
Для речевого направления:
-центр театрализации;
-центр «Будем говорить правильно»;
-центр «Здравствуй, книжка!».
Для художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник»;
-центр «Умелые руки»;
-центр «Весёлые нотки».
Для физического направления:
- центр спорта «Будь здоров».
– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Если смело и правильно осуществить «перезагрузку» в ДОУ, то тогда можно будет оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды, которое станет видно по ряду показателей, таких как:
– включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;
– низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»);
– низкая конфликтность между детьми;
– высокая продуктивность самостоятельной деятельности;
– и положительный эмоциональный настрой воспитанников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 12.02.2024
Дата публикации: 22.11.2022