☘ Современный сад, какой он? (предметно-пространственная среда, ее принципы и требования к построению согласно ФГОС ДО)

01.01.2023

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития всего детского коллектива, и при этом предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому из воспитанников этого коллектива.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и дающей возможность наиболее полно реализовать себя детям.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения

Организуя предметную среду в групповых помещениях, воспитателем должно учитываться всё, что способствует становлению базовых характеристик личности воспитанников: показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональная сфера.

Организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ) ;

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

При создании предметно-развивающей среды следует придерживаться следующих требований:

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;

- В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

- Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программы ДОУ. Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой) ; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Хочу такой сайт

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

С введением ФГОС ДО, появились новые понятия, такие, как групповой сбор. Что же такое: «групповой сбор»? Групповой сбор - это новая форма проведения образовательной деятельности, которая проводится в утреннее и вечернее время. Назначение группового сбора состоит в создании общности детей и взрослых; в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; в совершенствовании навыков и культуры общения; в создании эмоционального настроения – позитивного, делового; в развитии речи, коммуникативных умениях; в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими в совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Структура проведения группового сбора (в утреннее и вечернее время): сигнал сбора; приветствие; выбор дежурных (помощников воспитателя); работа с календарем; подсчет мальчиков и девочек; игра (интеллектуальная, пальчиковая, подвижная, психогимнастика, элементы тренинга, пение, слушание); обмен новостями; мотивация на деятельность, проблематизация; планирование деятельности на текущий день; проговаривание плана; реализация плана; анализ деятельности (вечернее время). Групповой сбор проходит около «Календаря жизни группы». Что представляет собой «Календарь жизни группы»? Календарь выглядит в виде доски, на которой изображены: календарь, календарь погоды; сколько нас; мы дежурим; новости; тема недели; мой выбор (дающий возможность осуществлять выбор детьми детской деятельности в течение дня). «Календарь жизни группы» - это новшество в предметно-развивающей среде, и его наполнение и оформление зависит от воспитателя группы.

В ходе разнообразных видов деятельности используются интересные игровые наглядные и словесные приемы обучения.

Разновидность центров детской деятельности:

- центр развития речи (материалы и дид. игры по развитию речи);

- центр математики (материалы способствующие формированию элементарных математических представлений);

- центр искусств (материалы для творчества);

- центр конструирования (материал для конструирования);

- центр театра (материала для театрализованной деятельности);

- центр науки и природы (материалы для экспериментирования);

- центр сюжетно-ролевой игры (атрибуты для игры);

- центр "Развивай-ка" (развивающие и дидактические игры);

- центр литературы (книги, альбомы и журналы);

- центр безопасности (дидактические карточки по ОБЖ и материалы по данной тематики).

Центров детской деятельности может быть и больше и названия могут быть изменены. Таким образом, изменения произошли не только в образовании, но и в развивающей предметно-пространственной среде. Детям становится интереснее заниматься образовательной деятельностью, они сами выбирают чем им заняться, потому что предметно-пространственная среда построена так, что учтены все потребности детей и работа в таких центрах построена так, что она охватывает все образовательные области.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 01.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».