☘ Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

01.01.2023

Дошкольный возраст — самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Это позволит прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы».

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для разви­тия ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В. Г. Белин­ский, А.И. Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Важно отметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

В структуре экологической культуры дошкольника выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный) взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них.

- Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе (экологическая сознательность)

- Экологические знания, представления, умения, навыки - (экологическая образованность)

- Экологические поступки, поведение участие в экологических мероприятиях - (экологическая деятельность)

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи формирования экологической культуры у дошкольников:

· создавать условия для воспитания бережного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

· способствовать развитию умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы;

· способствовать формированию у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности; умений и навыков по уходу за растениями и животными;

· воспитывать чувство переживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Развивающая экологическая среда:

· уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные)

· растительный мир на участке

· учебно-наглядные пособияХочу такой сайт

· живой уголок

Формы и методы работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

· Познавательные занятия.

· Экскурсия в природу.

· Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.

· Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.

· Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

· Проведение музыкальных и спортивных развлечений.

· Оформление выставки детских работ.

· Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.

· Экспериментирование

· Проектная деятельность

Работа с родителями:

  • Экологическое просвещение (пропаганда):
  • Родительские собрания, консультации, информационные стенды, выпуски экологической газеты, участие в конкурсах.
  • Организация совместной деятельности:
  • Наблюдения, опыты, экскурсии, опытническая деятельность, продуктивная деятельность.

Таким образом, экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Литература

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
  2. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста.: Учебно-методическое пособие /- М.: Центр педагогического образования, 2008г.
  3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001г.
  4. О.Ф. Горбатенко. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. — 2-е изд., стереотип. / Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников для детей 4-7 лет» Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014 г.
  6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада Экология» ТЦ «Учитель» Воронеж 2008 г.
  7. В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр Москва 2010 г.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 01.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».