01.01.2023
В данной статье рассматривается методика подготовки и проведения проектов в дошкольных учреждениях. Проект, а точнее подготовка к нему, занимает немало времени у воспитателей, и многие неуверенно берутся за работу над проектом. Здесь предлагается алгоритм проведения проекта в жизнь.
Сегодня дошкольное образование входит в общую систему образования в целом. В наши дни простейшие методы работы с детьми ушли в прошлое, содержание дошкольного образования постоянно обновляется. От применения современных образовательных технологий зависит его результативность. Среди таких технологий находится ПРОЕКТ– организованная воспитателем деятельность детей и взрослых, ограниченная во времени и завершающаяся созданием творческих работ, как продуктивных, так и развлекательных мероприятий.
Работа воспитателя над проектом – это поиск различного материала по теме, как для детей, так и для взрослых, это и поиск чего-то нового в работе с детьми, включая все виды деятельности (совместную деятельность взрослых и детей, непосредственно образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей), также развиваются и родители – неотъемлемые участники образовательного процесса.
Итак, для создания проекта должна возникнуть идея совместной работы воспитателя с детьми и их родителями по определенной достаточно узкой теме. После чего следует изучение воспитателем данной проблемы на настоящий момент, то есть, определяется актуальность темы, диагностирование детей (исследование их уровня знаний и умений по данной теме), в работе с родителями определяется уровень их участия в образовании и воспитании детей по данной тепе (это может быть анкетирование, личные беседы). После чего идет постановка цели (главное, чего мы хотим достичь в итоге всей работы по теме) и определение задач (что необходимо будет сделать для достижения цели), формулируются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Затем планируем результат, а точнее, что именно хотим достичь в результате проектной работы, каким способом это можно будет проверить. Будут ли это творческие работы детей, а может быть и совместные работы детей с родителями, или это будет детская деятельность в ходе развлечения или досуга, где они покажут свои знания. Это все происходит на первом этапе проектной работы, а вот уже далее составляется план проведения проекта, то есть, его основного этапа – непосредственно реализации в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, изготовление материалов и пособий, оформление развивающей среды группы, работа с родителями. Во время проведения проекта необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей по данной теме во всех образовательных областях развития. В зависимости от того, чем будут заниматься дети, какая деятельность будет преобладающей, проект можно отнести к тому или иному типу. Выделяют четыре основных типа проектов в дошкольном учреждении:
1) исследовательско-творческий, когда дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, творческих работ;
2) ролево-игровой, где используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
3) информационно-практико-ориентированный, в этом случае дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы;
4) творческий, по окончание которого оформление результата работы будет в виде детского праздника, детского дизайна группы и подобное.
Но можно сделать и свой тип проекта, например, просто информационно-творческий.
На основе поставленных задач необходимо определиться: сколько понадобится непосредственно образовательных занятий, консультаций для родителей и других видов деятельности, а также, сколько времени для этого понадобится, и определиться с продолжительностью проекта:
1) краткосрочный (1-2 недели – месяц) – проводится 1 – 2 занятия;
2) проект средней продолжительности (2 – 4 месяца);
3) долгосрочный (учебный год).
1. После чего вся подготовленная работа оформляется и составляется паспорт проекта (или карта), включающий все его пункты и характеристики:
2. Тема.
3. Автор.
4. Тип проекта.
5. Продолжительность проекта.
6. Участники.
7. Возраст детей.
8. Актуальность проблемы.
9. Цель.
10. Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
11. Ожидаемый результат проекта (продукты проекта).
12. Этапы проекта: подготовительный, основной, заключительный.
13. Формы реализации проекта, календарное планирование совместной взросло-детской деятельности в ходе проекта (системная паутинка).
14. Формирования развивающей среды.
15. Работа с родителями.
16. Вывод проекта.
17. Используемая литература, интернет ресурсы.
Для того, чтобы деятельность педагога была оценена и можно было поделиться своим опытом, хорошо бы подготовить презентацию проведенного проекта, то есть, представить его публично. Для презентации необходимо подготовить выступление, в которое желательно включить следующие пункты:
1. Рассказ об определении цели и постановке задач, кратко, но достаточно полно и лаконично (речь должна сопровождаться демонстрацией наглядного материала для визуального восприятия и оценивания проекта).
2. Анализ выбора форм и методов реализации проекта.
3. Демонстрация найденного решения, то есть, продемонстрировать план мероприятий (НОД и другие виды деятельности детей и взрослых, можно с темами занятий, бесед).
4. Показать результативность решения проблемы, успешность использования запланированных и подготовленных средств, с помощью которых осуществлялся путь к достижению цели.
Таким образом, построился алгоритм проведения проекта:
1) возникновение идеи;
2) анализ ситуации на сегодняшний день;
3) актуальность проекта для современного общества;
4) определение цели и задач проекта;
5) выбор форм и методов проведения проекта;
6) проведение самого проекта;
7) пополнение развивающей среды;
8) анализ полученного результата на фоне итогового продукта – поделки, выставки, участия в итоговом мероприятии – КВНах, развлечениях и так далее, то есть, получился или нет;
9) корректировка проекта, если надо, его частей, методической и педагогической деятельности для дальнейшего практического использования его в работе педагогов;
10) прогноз перспектив, определение пути развития данного проекта в следующий этап, либо более долгосрочный, либо продолжать на следующей возрастной группе;
подготовка презентации проекта
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 12.02.2024
Дата публикации: 01.01.2023