Консультация для родителей Ум на кончиках пальцев
06.09.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКА» СЕЛА КАМЕНОЛОМНЯ
САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Консультация
для родителей
Тема: «Ум
на кончиках пальцев»
Подготовила:
Перстенюк
Татьяна Сергеевна–
педагог-психолог МБДОУ «Ромашка»
с. Каменоломня
2022 г.
Начало
развитию мышления, а также речи ребенка дает рука. В головном мозге человека
центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы
мозга, мы активизируем и соседние зоны,
отвечающие за речь. Мария Монтессори –
детский психолог разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как
тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными
процессами. Российский физиологов. В.М. Вехтерев, в своих работах доказал, что
простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение
многих звуков, развивают речь. Павлов И.П. большое значение придавал тактильным
ощущениям, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть,
дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора
мозга, тем совершеннее речь, а речь совершенствуется посредством тренировки
пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,
оказались связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных
людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…..» Она пришла к
заключению, что формирование речевых областей
головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от
рук, а точнее, от пальцев, поэтому необходимо
стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев
рук. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их
пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник мысли. Именно в дошкольном возрасте необходимо особое внимание
уделять таким видам деятельности как
пальчиковые игры, лепка из глины, пластилина, теста, рисование, игры с песком,
дидактические игры, аппликационное творчество, игры с предметами домашнего
обихода, ручной труд, графические упражнения.
Пальчиковые
игры необходимо строить таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение,
расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого
из пальцев. Продолжительность пальчиковых игр и упражнений зависит от возраста
детей: младший возраст от 3 до 5 минут, в среднем и старшем
дошкольном возрасте 10-15 минут в день.
В 3–4 года важно, чтобы ребенок научился выполнять движения, необходимые по
сюжету игры, пальчиками обеих рук. Для этого стихотворение повторяем дважды. В
4–5 лет в игры включаем более сложные
движения. Кроме того, в них дети постепенно усваивают названия пальчики.
Лепка
из пластилина, глины, теста - это в первую очередь благотворная почва для
детских фантазий, прекрасный мир, полный красивых идей. Работая пальчиками и создавая своих героев,
малыши развивают мелкую моторику рук, которая самым положительным образом
влияет на развитие их речи. С детьми
младшего возраста лепим из глины
и теста колбаски, колечки, шарики. С
детьми среднего возраста лепим из пластилина животных, предметы быта
(тарелочки, кружечки, ложечку). Дети уже учатся оттягивать из основной формы
части (уши у зайца, клюв у птицы), сглаживают поверхность формы (чашки,
тарелки), присоединяют части, прижимают и примазывают их (ручка к чашке),
загибают края расплющенной формы
(мисочка, тарелочка). С детьми старшего
возраста используем пластилин, глину,
тесто в различных видах лепки:
-
размазываем пластилин по картону, по
крышке из под майонезной банки и втыкаем в него разные мелкие предметы
(фасолины, пуговицы, бусины и так далее).
- наносим трафаретом рисунок на картон, катаем
шарики одного размера и выкладываем из них
рисунок;
-
оклеиваем пластилином стеклянную бутылку и придание ей формы вазы, чайника и
т.д.
-
лепим персонажей сказки, прочитанной на кануне, используем их для драматизации.
-
лепим геометрические фигуры, буквы, цифры.
-
лепим игрушки, украшая их налепами,
углубленным рельефом, Чтобы вылепленные
фигурки стали твердыми, запекаем их в духовке, чем дольше, тем лучше.
Затвердевшие фигурки раскрашиваем
красками.
Чем чаще ребенок держит в руках карандаш,
фломастер, кисть, мелки тем легче будет
ему выводить свои первые буквы и слова, движения его руки становятся более
точными, координированными. С младшими
дошкольниками рисуем фломастерами, гуашью. На
первоначальном этапе ребенок только учится удерживать кисточку, фломастер,
поэтому на бумаге получаются «каляки-маляки». Затем, рисуя различные фигуры: линии (прямые и волнистые),
круги, овалы, квадраты и треугольники,
прошу малыша помочь раскрасить,
пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной мной фигурки своим
фломастером или кисточкой. Когда движения руки станут, более скоординированными
детям предлагаю рисовать пальчиками. Рисуем одним, двумя, а можно сразу всеми
пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета,
а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы. Пальчиками рисуем морозные узоры, а ладошками – цветы.
Тактильные ощущения, получаемые в этот момент создают положительный
эмоциональный настрой, который вызывает у ребенка стремление возвращаться к
этому виду деятельности снова и снова. Со средними дошкольниками при рисовании
используем акварельные краски, цветные карандаши, отказываемся от фломастеров
так как они не отрабатывают силу нажима, которая так необходима для подготовки
руки к письму. В процессе рисования у
детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется
эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные
графические умения. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим
материалом у них развивается мелкая
мускулатура руки. В работе используем
книжки-раскраски, обводку плоских фигур, рисование по опорным точкам, дорисовка
второй половины рисунка, рисование по образцу не отрывая руки от бумаги. Со
старшими дошкольниками используем различные виды рисования: монотипию, набрызги, кляксографию, тампонирование. Дети с
интересом занимаются подобным рисованием.
Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов сначала простым
карандашом, затем цветными.
Игры
с песком – одна из форм естественной
активизации ребенка, они
эффективно развивают мелкую
моторику рук, способствуют развитию тактильных ощущений, координируют движения пальцев рук, развивают
конструктивные способности. С младшими
дошкольниками учимся насыпать песок лопаткой,
совочком, руками в ведерки и формочки разного размера, просеивать через
ситечко, ищем спрятанную игрушку. Старшие дошкольники в соответствии с
имеющимся опытом изображают зоопарк, домашних животных, лес и т. д., сами
отбирают необходимые материалы и
моделирует пространство, разыгрывают в
песочнице конкретные жизненные ситуации, проигрывают знакомую сказку.
Дидактические игры способствуют развития
зрительно-пространственной ориентировке, а это в свою очередь делает движение
руки ребенка более точными, упорядоченными координированными. Они требуют от
детей усидчивости, терпения, развивают навыки
выполнения действий по заданному образцу. В каждом возрасте свои
дидактические игры. Для малышей необходимо
использовать пирамидки из колец (
от 1 до 6 ), башенки, матрешки 2-4
местные, кубы – вкладыши 2-3 местные,
мозаику геометрическую крупную, набор кирпичиков окрашенный в основные цвета.В
средне возрасте используем пирамидки из колец ( от 6 до 12 ), матрешки 3-4 местные, мозаику геометрическую плоскостная,
строительный материал № 1, детское домино с картинками, кубики с картинками (из
4-6 кубиков) В старшем возрасте используем конструктор металлический № 1,2,
конструктор Поликарпова, разнообразные мозаики, шашки, домино, паззлы, счетные
палочки, игры в соответствии с рекомендациями Б.П. Никитина «Сложи узор»,
«Рамки и вкладыши Монтессори», «Сложи квадрат», «Узелки», подобрала игры со счетными палочками.
Аппликационное
творчество несет в себе большой потенциал развитию руки. Работа с ножницами
заставляет мышцы рук двигаться в
направлении, которое задает шаблон, а это в свою очередь способствует
сильному мышечному напряжению всей руки. Плавными, направленными движения
становятся в ходе продолжительной работы ребенка с ножницами. Младшим
дошкольниками предлагаем рвать руками
бумагу и наклеивать на чистый листок, помогаем при этом придать какую-либо
форму, получается осмысленный коллаж. В работе с детьми среднего возраста
используем ножницы, обязательно с закругленными концами. Для начала вырезаем геометрические формы и клеящим
карандашом, закрепляем их на листе бумаги. В дальнейшем геометрические формы
располагаем на полосе, круге, квадрате чередуя их по цвету, форме, величине.
Дети старшего возраста складывают бумагу вдвое и гармошкой и вырезают различные
симметричные формы. Для создания выразительности образа дети сочетают способ
обрывания и вырезания.
Графические
упражнения. Самым главным и нужным для подготовки руки к письму является работа
карандашом в прописях. В рамках индивидуальной работы и как часть занятия
использую индивидуальные тетради:
«Подготовка к письму» Гаврина
С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.., «Графические диктанты» Д.Б. Эльконина. На
этом этапе диктанты становятся более сложными, ступенчатыми. Дети не тратят
много времени на осознание задания, это говорит о формирующейся моторной
памяти. Эти упражнения готовят ребенка к школе, служат широким спектром
развития графических навыков. Штриховка
является средством развития согласованных
действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного
аппарата пишущей руки, этим видом рисования мы с детьми занимались в свободной
деятельности. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно
нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе
увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить
совершенствование движений мелкой
моторики рук. Для штриховки используем простой и цветной карандаши, фломастеры
и цветные ручки. Штрихуем вначале
короткими и частыми штрихами, затем методом центрической штриховки, и только на
последнем этапе штриховка длинными
параллельными отрезками. Для развития точности и уверенности движения руки
использую игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в
определенном направлении. Игра "От дома к дому" (соединить между собой домики одного цвета и
формы). Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, затем уже фломастером.
Проводя линии, дети сопровождают действия словами "От домика к
домику".Игра "Всевозможные лабиринты", детям рисую лабиринты, они "проходят» по ним
карандашом. Обведение и штриховка вкладышей из серии "рамки и вкладыши
Монтессори" полезно для развития рук. Каждую фигурку штрихуем под разным углом наклона и с
различной степенью густоты линий, штрихуем сеткой. Во всех случаях использую
образцы.
Ручной
труд, Прекрасные способы развивать мелкую моторику детей младшего
возраста: застегивать и расстегивать
липучки, кнопки, молнии, пуговицы. Пуговицы использовала большие и круглые,
чтобы свободно проходили в петлю, молнии
пластмассовые с большими замками,
шнурки с крепкими кончиками,
пластмассовыми или металлическими. Игры
– шнуровки развивают сенсомоторную
координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют
пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа",
"слева"формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на
бант);способствуют развитию речи, развивают творческие способности, в них развивается глазомер, внимание, происходит
укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на
формирование головного мозга и становления речи. В младшем возрасте эти игры
использую, чтобы научить детей вдевать шнурок в дырочку в хаотичном
расположении, в среднем учимся последовательно шнуровать яблоки к
яблоне, игрушки к елке, со старшими детьми используем шнуровку с деревянной
иголкой, дети вышивают узор одновременно учатся держать иголку. В среднем возрасте на занятиях и в индивидуальной
работе нанизываем бусинки, пуговицы, рожки, макароны, большие и маленькие, или круглые и квадратные, соблюдал
определенную последовательность. С детьми старшего возраста бусы делаем сами,
разрезаем прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручиваем
в виде бусины, конец ее закрепляем при помощи клея. Готовые бусины нанизываем
на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной
координации, аккуратности, настойчивости. Любимое занятие детей, плетения ковриков из бумаги, дети самостоятельно
начинают придумывать узоры, сочетание цветов, используют этот способ плетения в
других поделках. В сюжетно ролевых играх
дети упражняются в завязывании
бантиков куклам, делаем узлы на ленте,
играя в пиратов вяжут
"морские узлы" на веревке. С
удовольствием дети шьют иголкой. Первый шов это "вперед
иголку", переходим к швам "за иголку" и "строчке". Все
виды швов сначала проделываем в воздухе,
т. е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуем и иголкой с
ниткой. Очень трудно детям научиться завязывать узелок на нитке в этом нам
помогает скатывание бусинок из бумаги.
Достоинством
игр с предметами домашнего обихода, для
развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не
требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются
подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки,
крупа и т.д. Эти игры способствуют вовлечению родителей в образовательный
процесс. Многие новоприобретенные детьми навыки не облегчат жизнь родителям, но
зато родители смогут гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2020
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 06.09.2022