06.09.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКА» СЕЛА КАМЕНОЛОМНЯ
САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Консультация
для родителей
Тема: «Нормы
речевого развития детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Перстенюк
Татьяна Сергеевна–
педагог-психолог МБДОУ «Ромашка»
с. Каменоломня
2022 г.
Проблема
развития речи детей дошкольного возраста актуальна в психолого-педагогической
науке, практике дошкольных образовательных учреждений. Формирование речи – одна
из серьезных задач воспитания, т. е. речь – одна из основных форм развития
мышления, познания, психических свойств личности, всестороннего развития
ребенка. Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства,
когда ребенок усваивает социальные нормы. Социально-коммуникативное развитие
детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Поэтому в рамках
реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных
образовательных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению
целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое направлено
на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
Проблема формирования коммуникативно-речевой
активности человека приобретает все большее значение в современной жизни.
Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее
очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных
умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению
тревожности, нарушает процесс общения в целом.
В
дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы,
коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов
психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок
избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения
с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и
что от них ожидает.
Диалогическая
речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она
рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения,
которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как
вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого
этикета и коммуникативные связи реплик.
Поскольку
особенностью современных технологий обучения является их взаимная
комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую
эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого мы считаем, что
при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников
необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные
особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность,
способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать
речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают
невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно
воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные
эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает
дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии
поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно,
что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя
предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют
их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по
себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации
передается с помощью невербальных средств общения.
Таким
образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для
установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает
эффективность социального взаимодействия дошкольников.
- В педагогической практике большое значение
имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка изменившимся условиям его
жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский
сад.
Б.Г.Мицерянова
и В.П.Зинченко считают, что, новая социальная среда предъявляет к ребенку
особенные требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его
индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в детский сад связанно с
включением в группу сверстников, каждый из которых наделен своими
индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность,
в которой им предстоит наладить взаимоотношения. Ситуация нередко осложняется, когда ребенок
поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в которой
уже сложился определенный стиль взаимоотношений. Как показывает практика,
далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л.Печора показали,
что только 18,2 % детей готовы к посещению дошкольных учреждений, 6% - не
готовы, 75,8% - условно готовы.
Освоение
речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка
с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Значение
речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико.
Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка
при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных
сверстников. Поскольку процесс налаживания
взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая
деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества
общения со сверстниками. Об этом свидетельствуют результаты исследования
А.Т.Арушановой, С.А.Мироновой.
Освоение
языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию
четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи,
становятся более нацеленными и произвольными.
Освоение
речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с
другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием,
пением, дидактическими играми.
Доказано,
что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко
снижается примерно на 73%.
Таким
образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить
комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к
ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить
эффективность работы по данному направлению.
-
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии
ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию
детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и
неречевых средств.
По
мнению А.Г.Арушановой, в ряду проблем речевого развития выделяются основные:
речетворчество, диалог, развитие культуры речевого поведения как главные
составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития
личности.
Зверева
О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы
межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в
семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей),
неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как
строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и
душевное самочувствие малыша.
Первый крик новорожденного ребенка
должен быть ясным, чистым, не хриплым.
Возраст от 2 до 5 месяцев
– период гуления. Ребенок активно произносит нараспев отдельные звуки и их
слияния: а-а-а, у-а-а, агу, аха, авя, угу. Гуление не возникает стихийно, оно
связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговор с крохой стимулирует его
речевое общение.
В 2,5-3 месяца
у младенца появляется первый смех. Смех способствует развитию речевого дыхания.
Малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в
пространстве, поворачивает голову.
В 4 месяца
у ребенка отмечается «комплекс оживления». Ребенок радостно стучит ножками и
машет ручками, гулит и смеется в ответ на общение.
К 5-6 месяцам
младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными
звуками: ма-му-ма, пу-па, ба-ба-бо. У малыша появляется внимание к артикуляции
взрослых. Он следит за тем, как взрослый произносит звуки. Не сюсюкайте с
ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если малыш перестал
гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства.
Необходимо срочно показать ребенка
отоларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев
начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с
разными интонациями.
К 10 месяцам малыш
научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими
жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное
значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов,
«общаясь» со взрослым.
К году
в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа,
баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи и т.п.
К 1,5-2 годам
в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут»,
«Хочу пить чай!». Можно отметить в активной речи ребенка первых прилагательных:
«хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если
они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «кассий».
К 3 годам
из речи уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого почти все
согласные произносятся малышами смягченно). Ребенок правильно воспроизводит
практически все гласные звуки и все простые согласные звуки (Б, Б`, П, П`, М,
М`, Т, Т`, Н, Н`, К, К`, Г, Г`, В, В`, Ф,Ф`), строит простые распространенные и
даже сложноподчиненные предложения («Бабушка купила мне новый красивый зонтик»,
«Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще много
грамматических ошибок («лепить пластилин», «строить кубиком»). Он легко
запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам
малыш уже правильно произносит свистящие звуки С, С`, З, З`, использует в речи
сложноподчиненные предложения («Я хочу машину, потому что буду ее катать»). Он
с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору,
что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом
возрасте звук Р. Очень часто желание мамы или папы научить ребенка овладеть
сложным звуком и неумение делать приводят к возникновению серьезного нарушения
звукопроизношения, горлового Р.
К 5 годам малыш
правильно произносит шипящие звуки Ш и Ж почти не допускает в речи
грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии
картинок или на одной картинке.
В 7 лет
нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка,
практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами
устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет
начинается школьный период развития речи, ребенок осваивает письменную речь:
чтение, письмо.
Если ребенок плохо говорит...
В последнее время педиатры,
неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей. Причины
следует искать в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, неготовности
будущей мамы к материнству, осложнениях беременности, родов, периода
новорожденности.
Не слушайте знакомых и даже врачей,
которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до 2 лет, то
сделает это в 3 года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи
возможно. Есть дети, которые молчат до 3 лет, а потом начинают говорить много
правильно произносят все звуки, а их
связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне
невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности
неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие
известные люди картавили и шепелявили.
Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и
часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.
Не отказывайтесь от направления на
различные исследования, не отвергайте лекарства, назначаемые невропатологом. Не
теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2020
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 06.09.2022