06.09.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКА» СЕЛА КАМЕНОЛОМНЯ
САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Консультация
для родителей
Тема: «Малыш,
телевизор, компьютер»
Подготовила:
Перстенюк
Татьяна Сергеевна–
педагог-психолог МБДОУ «Ромашка»
с. Каменоломня
2022 г.
В
современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Трудно
представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Родители
начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства. Подмечено
вредное влияние телевизора и компьютера на здоровье детей. Долгое сидение перед
«голубым» экраном приводит к развитию близорукости, нарушению осанки, обмена
веществ, нередко приводящее к ожирению, нарушению деятельности сердечно-сосудистой
системы, ослаблению иммунитета и т. д.
Кроме
того, выявляются различные нарушения в психическом и эмоциональном развитии
детей.
Если
говорить о психическом развитии, то, прежде всего, как ни странно, страдает
развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, поскольку визуальный канал
информации является самым простым и не требует серьезных умственных усилий для
его восприятия. Тем самым ребенок просто заглатывает большие потоки информации,
не осмысливая и не анализируя ее. В детском возрасте уровень развития мышления
тесно связан с уровнем речевого развития. Во время сидения у телевизора ребенок
не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активной речи – он только
слушает.
Поэтому
речь детей в игре становится скудной — они ограничиваются восклицаниями,
обрывками фраз и нелепыми имитациями звуков, сопровождая их роботоподобными
движениями. На речь отрицательно влияет не только молчание перед телеэкраном.
Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребенка
развивать собственную фантазию и творческие способности. Кроме влияния на речь,
телевидение способствует потере интереса ребенка к спонтанным, творческим играм
и естественному движению. Таким образом у детей тормозится развитие психических
функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования
воображения, нет эмоционального контакта с родителями, не развивается связная
речь, дети не могут сконцентрироваться на содержании или пересказать его. Читая
ребенку сказку, обучая пересказу, составлению собственных рассказов, заставляя
ребенка говорить, вы способствуете его интеллектуальному развитию.
Но
самый большой вред зависимость от компьютера и телевидения наносит
эмоциональному развитию ребенка.
В
каждом возрасте процесс развития ставит свои актуальные задачи. Так в год
ребенку нужно научиться ходить, в три года - разговаривать, в 5 ребенку
совершенно необходимо играть и учиться общаться со сверстниками. Если ходить и
разговаривать дети обучаются более менее вовремя то, что касается игры и
общения, дело обстоит гораздо хуже. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок
активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается.
«Взаимодействие» с телевизором развивает в малыше пассивность, эмоциональную
плоскость - он становится нечувствительным к эмоциям других людей и постепенно
может уходить в «виртуальную реальность».
Таким
образом, возникает опасность, что ребенок может «проскочить» тот возрастной
период, когда дети активно учатся вступать в контакт и налаживать межличностное
взаимодействие и дружеские связи. В дальнейшем такому ребенку будет трудно
адаптироваться в новом коллективе и заводить новых друзей.
В
настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые
с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности у детей.
Главные
герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко
калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма
может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной
жизни.
Нельзя
забывать об эффекте привыкания и заразительность агрессивного поведения:
постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они
привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли и через
некоторое время ребёнок начинает воспринимать насилие как норму, как эталон эмоционального
реагирования.
При
выборе детской передачи или мультфильма родителям надо быть в 10 раз
осторожнее, чем при выборе книги, потому, что зрительные образы воздействуют на
ребёнка гораздо сильнее. Поэтому очень часто именно просмотр телепередач обуславливает
возникновение детских страхов.
Необходимо
учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к
внушению. Страшные сны, образы или звуки, могут беспокоить его и привести к
повышенной тревожности или невротическим симптомам, а так же к появлению
страхов у ребёнка.
Как
же формируется эта вредная привычка? Очень часто родители сами способствуют ее
возникновению. Мы сажаем детей за просмотр мультиков, чтобы они нам не мешали
заниматься домашними делами, отдыхать, общаться с друзьями. Или, придя с
работы, сразу уже включаем любимые сериалы, утыкаемся в монитор компьютера, тем
самым, показывая детям дурной пример. Поведение родителей - это образец, на
основании которого дети строят свое поведение, стиль общения с окружающими и
свое времяпрепровождение.
Все
родители прекрасно знают о вреде телевизора на воспитание детей. Но не все
родители серьезно относятся к данной проблеме. Так хочется доверять телевизору,
отдать ему своего ребенка хотя бы на час-другой, что бы самому заняться своими
делами. А потом удивляются, что их малыш безжалостный и нервный. А он всего
лишь копирует героев, которых увидел по телевизору. Телевизор принимает
активное участие в воспитании детей дошкольного возраста. Поэтому родители должны
контролировать просмотр телепередач детьми. Кроме негативного психологического
влияния на подсознание малышей, чрезмерное количество просмотров передач
приводит к проблемам с осанкой и ухудшению зрения. Совсем исключать телевизор
при воспитании малышей дошкольного возраста не нужно да это и не возможно.
Необходимо только придерживаться правил просмотра телепередач, и с какого
возраста позволять их смотреть, чтобы знать, как влияет воспитание детей дошкольного
возраста при помощи телевизора. Для детей дошкольного возраста рекомендуется
смотреть телевизор не более 1 часа, для школьников – до 2 часов в день.
В
качестве компенсации подойдут любые совместные занятия с ребенком, такие как
рисование, лепка, чтение, подвижные игры, домашние дела или просто совместная
прогулка. При этом не нужно брать на себя роль массовика-затейника. Главное —
разбудить в ребенке естественную тягу к деятельности и направить ее. Потом
ребенок и сам отлично сумеет себя занять.
Не
нужно использовать телевизор для засыпания. Он только возбуждает нервную
систему ребенку. При просмотре телевизора расстояние до экрана должно быть не
менее 3 метров. Просмотр только в сидячем положении. Контролировать, что
смотрит ребенок, позволять смотреть только добрые передачи. … Нужно разумно
сочетать время, проведенное у компьютера и телевизора с двигательной
активностью ребенка, общению со сверстниками, друзьями, с умными, понимающими
взрослыми, книгами, музыкой, живописью и т. п.
Что
же делать, если все же компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни
малыша и вызывают беспокойство у родителей?
1.
В первую очередь подсчитайте время, проведенное им перед экраном. Результаты
подсчитанных «телечасов» вполне могут вас неприятно удивить. Поставьте простую и
реалистичную цель, например, ограничьте время просмотрадвумя мультфильмами в
день. Приучите детей обходиться без телевизора. Возможно, вначале вы встретите
некоторое сопротивление, однако в таком раннем возрасте дети легко примут новые
правила игры. Но, безусловно, не стоит этой цели добиваться в первый же день.
2.
Стоит также обратить внимание на место, где стоит ваш телевизор. Лучше всего
поставить его в зал. Не желательно устанавливать телевизор в спальне ребенка,
чтобы уберечь его от соблазна вместо полезных занятий бестолково щелкать
пультом.
3.
Обязательно растолкуйте ребенку условия, при которых телевизор будет выключен.
Специалисты советуют: прием пищи, чтение, игры не следует совмещать с
просмотром «голубого экрана». Первый шаг в борьбе с телезависимостью –
ограничение свободного времени ребенка: почаще гуляйте с ним на свежем воздухе.
Увлекательные занятия не только заинтересуют ребенка и развеют его скуку, но и
позволят ему забыть о телевизоре. Предлагайте ему регулярно те интересные
занятия, которые оказывают наибольшее влияние на развитие структур головного
мозга, а именно: 1) разнообразные виды речи (устная, письменная, например,
читайте с ребенком книги, рассказывайте сказки, учите скороговорки; 2)
упражнения по координации движения кисти (лепка, рисование, конструкторы и т.
д.). Почаще пойте вместе с ребенком – это развивает его речевые навыки и слух.
Играйте с ребенком в подвижные игры.
4.
Не забывайте выключать телевизор, когда Вы его не смотрите - дети быстро
перенимают вредную привычку взрослых оставлять телевизор «фоном»;
5.
Постарайтесь отвлечь малыша интересными занятиями: рисованием, чтением книги,
различными играми. Достаньте старые игрушки, займитесь изучением алфавита и
цифр. Предложите ребенку помочь Вам по дому: дети просто обожают помогать маме
в мытье посуды и уборке комнаты.
Таким
образом, способов отвлечь ребенка от телевизора великое множество, а от Вас
требуются лишь силы и терпение. Но зато, впоследствии Ваш ребенок сможет без
каких-либо затруднений найти себе занятие по душе, если рядом не будет
телевизора. А этим в наше время может похвастаться далеко не каждый.
Итак,
дорогие родители, подведем некоторые итоги. Оставляя своих детей у телевизора,
мы не только доверяем их воспитание чужим дядям и тетям, не только наносим урон
их здоровью, провоцируя задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение
зрения. Телевизор «помогает» нам сформировать у детей пассивность и инертность
характера, посредственность мышления. День за днем, незаметно методом
накопительного эффекта наш уникальный ребенок становится частью толпы, серой и
посредственной. И при этом главная ответственность лежит на нас, родителях.
Пусть наши дети будут завтра среди тех, кто будет проектировать оригинальные
здания, делать уникальные операции, делать яркие репортажи и ставить новые
мировые рекорды. Но сегодня для начала нужно просто выключить телевизор и
помочь своим детям сохранить свою неповторимую уникальность.
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» или не мешало.
А не мешало, когда нам нужно уделить время себе, ответить на срочный звонок,
сделать домашние дела или просто посидеть в тишине, почитать книгу, посетить
просторы интернета.
Первое,
что приходит в голову — это включить мультики или дать поиграть в планшет. И,
оооооооо, долгожданная свобода: ребенок занят, он не пристает с бесконечными
расспросами, ничего не разбрасывает и не просит поиграть с ним.
К
сожалению, реальность такова, что современные малыши с удовольствием играют с гаджетами,
но испытывают трудности в играх с обыкновенными игрушками, а проще говоря,
почти в них не играют. Сначала заинтересованность ребенка виртуальными играми
радует родителя: «О, мой сын/дочь такой умный, любознательный... он уже в 1,5
года разбирается в том, куда нажать пальчиком на клавиатуре, так быстро
«схватывает» новые правила компьютерной игрушки», и т.д. и т.п.
Через
какое-то время ... вдруг... родитель начинает замечать: «А ведь мой ребенок уже
не может без планшета или смартфона...». Он не слышит, что говорит родитель,
пока играет в компьютерные игры, он «закатывает скандал», если лишается любимой
игрушки... да и вообще, что-то с другими ребятами не может наладить
какой-нибудь мало-мальский контакт.
И
вот тут родитель готов кричать «SOS!», или же все-таки кричит... Начинается
поиск ответов на бесчисленное количество цепляющихся друг за друга вопросов,
суть которых заключается в следующем: «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Какова
роль гаджетов в жизни ребенка?
Для
малыша это, в первую очередь что-то яркое, привлекающее внимание,
занимательное. Дети быстро обучаются работать с планшетами и смартфонами, и
порой очень удивляют нас, взрослых, этой способностью. На самом деле гаджет —
самая обыкновенная вещь, без которой в современном мире невозможно представить
нашу жизнь. Но довольно часто эта «самая обыкновенная вещь» становится в жизни
ребенка настолько необходимой, что заменяет все, что важно для его полноценного
развития. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир через общение и
игру, создает свою картину мира. Познавая мир через виртуальные игры, он
рискует так и не понять реальный мир с его определенными законами,
особенностями. Проводя много времени за планшетом или смартфоном, ребенок
остается в одиночестве, без «живого» общения, без друзей, ему очень сложно
поддерживать долгосрочные отношения с детьми, адекватно проявлять свои эмоции и
также адекватно реагировать на эмоциональные проявления других людей. В целом
можно отметить, что в психическом развитии ребенка происходят деформации.
На
самом деле в мире так много интересного, впечатляющего, яркого, что
ограничиваться рамками гаджетов — это, по-моему, означает обесценивание жизни
как таковой. Почему-то мы, взрослые, забываем игры, в которые сами играли в
детстве. На самом деле обучение этим играм своих детей не так энергозатратно,
как нам кажется. Покажите своим ребятишкам, как играть в «классики», прятки,
лото, шашки. Научите ребенка строить необыкновенные постройки из стульев, одеял
и других подручных средств, которые есть в вашем доме. Устраивайте семейные
ужины, совместные прогулки, играйте в настольные игры всей семьей, к счастью
сейчас их появилось великое множество. Так, настольные игры могут частично
заменить компьютерные игры, ведь там ребенок получает живое общение и реальные
эмоции, учится логически думать, взаимодействовать, он видит реакцию живых
людей. Рисуйте, лепите, конструируйте вместе с детьми, читайте книги, слушайте
детское радио или детские аудиокниги. Тут для взрослых — простор для фантазии.
А
реальное общение! Оно бесценно! Об общении можно говорить и говорить, а сколько
оно дает для развития ребенка! Согласна с тем, что большинство родителей видят
детишек только вечером. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал, что во время
общения взрослый находится именно с ним, а не со своими мыслями или другими
членами семьи. Даже 15-20 минут в день такого включенного общения могут дать
ребенку больше, чем целый день нахождения родителя с ним.
Очень
важен пример родителей. Если родители целыми вечерами сидят в социальных сетях
или же играют в игры, то не стоит ждать чего-то другого от ребенка, он будет
один в один повторять действия родителей. А вот если родители демонстрируют
ребенку, что компьютеры им необходимы для развития или работы, то ребенок будет
рассматривать компьютер как средство для достижения реальных целей (заработок,
знания).
То
есть, компьютер можно и нужно использовать во благо. С ребенком можно искать
незнакомые слова, учить пользоваться справочными системами, читать электронные
книги, прокладывать маршруты при планировании поездки. Желательно, чтобы все
это проходило под наблюдением взрослого, а не пущено на самотек.
Когда
же давать ребенку гаджеты?
Я
считаю, что чем позже, тем лучше. Потому что, если ребенок не увидел, не
услышал, не потрогал окружающий мир, если он его не познал с помощью проб и
ошибок (ударился, упал, сломал игрушку, что-то разбил и др.), если он не
пытался его «совершенствовать» с помощью своих «изобретений» (конструирование,
рисование, лепка, рассказывание фантастических историй, сюжетные игры и др.),
то его реальный мир не будет сформирован, он будет хрупок, и легко проиграет
виртуальному миру.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2020
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 06.09.2022