Консультация для родителей Как помочь ребенку в период адаптации

06.09.2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКА» СЕЛА КАМЕНОЛОМНЯ

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

          

Консультация для родителей

 

Тема: «Как помочь ребенку в период адаптации»

       

 

 

Подготовила:

 

Перстенюк Татьяна Сергеевна–

педагог-психолог МБДОУ «Ромашка»

 с. Каменоломня

   

2022 г.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. И это разрушение привычного мира, где было все понятно: рядом мама и папа, свои игрушки, свой и только свой режим дня. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Ребенку приходится адаптироваться, то есть приспосабливаться к новым условиям. Надо отметить, что дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости):  они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Адаптационный период к детскому саду у каждого ребенка протекает индивидуально: одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют  возраст ребенка, состояние здоровья, уровень навыков самообслуживания, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада и др. 

С какими трудностями приходится сталкиваться ребенку в период адаптации к детскому саду?

Во-первых, надо помнить, что до 3-х лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети младшего дошкольного возраста испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере на первых порах в детском саду. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.Хочу такой сайт

В-третьих, дети 3-х летнего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому  ребенок не может быстро адаптироваться к новым условиям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, часто дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить в туалет и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

Как помочь ребенку в этот период?

Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше будет, если ребенок начнет привыкать к нему в течение определенного времени, например, месяца. Так, в первый день мама приходит в детский сад вместе с ребенком, остается вместе с ним, пока он знакомится с детьми и воспитателем. Мама может находиться в группе или в раздевалке. Главное, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой. Через несколько дней мама говорит ребенку, что уйдет, например, на 5 минут (время выбирается индивидуально). Очень важно, чтобы она вернулась через указанное время.  Здесь важна обязательность – возвращение в положенный срок.

В таких случаях можно заранее, еще идя в детский садик, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на определенное время, затем она придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. Главное, чтобы у ребенка сложилась четкая картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что в конечном итоге он окажется дома рядом с мамой.

Можно предложить малышу  игрушку или какой-то яркий талисман, которые будут «заместителем» мамы: «Когда тебе станет грустно, ты достань игрушку и поговори с ней, а я обязательно узнаю, что ты говоришь, и буду очень торопиться к тебе».

 

Важно показать ребенку значимость для него детского сада. А для этого перед тем, как ребенок начнет регулярно ходить в детский сад, рассказывать, что будет делать каждый член семьи, пока малыш находится вне дома: мама и папа пойдут на работу и будут делать очень важные дела (Какие? Например, помогать детям учиться и получать новые знания, готовить другим людям вкусную еду, следить за порядком в городе, строить красивые дома и прочее). Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать такими же, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение как вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.

Родителям нужно продумать свое поведение после возвращение ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых ему не хватало в детском саду (показать ребенку, насколько сильно вы его любите, как по нему соскучились).

Замечательно снимают эмоциональное и мышечное напряжение у ребенка после детского сада следующие приемы: игры в воде (с игрушками, мыльными пузырями, игры в «дождик» (душ), «кораблики»; переливание воды из одной посуды в другую, «мытье посуды»); вечерние прогулки. Желательно в этот период  исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, аудиозаписи шума моря или звуков дождя, почитать сказку. 

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», пребывание в садике не покажутся ему вечностью

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.01.2020

Дата обновления: 20.09.2022

Дата публикации: 06.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».