06.09.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАШКА» СЕЛА КАМЕНОЛОМНЯ
САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Консультация
для родителей
Тема: «Влияние
семейного воспитания на организм ребенка»
Подготовила:
Перстенюк
Татьяна Сергеевна–
педагог-психолог МБДОУ «Ромашка»
с. Каменоломня
2022 г.
Семья
оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие
ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает
отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став
взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако
бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества
характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт,
поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка
к его жизненным целям.
Дошкольное
детство – период интенсивного психического развития, появления психических
новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период
первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение
всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те
особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка,
его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой
«задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На
данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей
черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения,
позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами,
стремлениями, способностями.
Складывающиеся
разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства,
психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный
процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических
функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.
Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития
дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к
дальнейшей жизни.
Существует
ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности
личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность
родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в
семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений);
степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных
потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
Вопросы
влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки
дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени
сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье
является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и
особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль
детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.
Изменения
в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием
познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к
концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Я.Д.
Коломинский считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность,
т.е. систему ведущих мотивов поведения.
Мотивационная
сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш
действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и,
совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он
его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении
дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем
детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие
побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы
к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование
и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в
семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста,
весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности
дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность»,
симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и
самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других,
выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными,
созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном
возрасте).
Итак,
обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных
характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного
влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка.
Во-первых,
содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима
для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для
развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной,
коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период
активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих
способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур
блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
Во-вторых,
одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является
наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко
распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является
абсолютно неверным.
В-третьих,
необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает
ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и
последствий своего поведения.
В-четвертых,
чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он
получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные
устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные
приоритеты.
В
целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при
взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние,
но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз
подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы,
увенчивающейся успехом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2020
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 06.09.2022