Проект по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

01.01.2022

Экологический проект «Мы — друзья природы!»

Проект: «Мы-друзья природы!»

Возраст: старшая, подготовительная группа.

Воспитатель: Общая Наталья Александровна.

Вид проекта: информационно-ориентированный.

Продолжительность: 3 месяца.

Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы «Ягодки», родители воспитанников.

«Речь идёт о любви ребенка ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

В. А. Сухомлинский.

Актуальность:

На данном этапе изменить нашу планету в худшую или в лучшую сторону может изменить лишь деятельность человека. Насколько глубоко он будет понимать законы природы и действовать, зависит от того, насколько грамотно и рационально он умеет взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня экологической культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

Поэтому сегодня все более остро встает проблема формирования экологической культуры дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.

Значимый признак сформированности у ребёнка экологической культуры - его участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека.

Формирование экологической культуры — относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а также, вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство, в данном случае, является самым благоприятным возрастом для решения задач формирования экологической культуры, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а также, соответствующим образом организовать развивающую предметно-пространственную среду детей.Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры и природоохранного сознания детей старшего дошкольного возраста; развивать ответственное, нравственное отношение к миру природы, желание беречь и охранять ее

Задачи проекта:

Образовательные:

Сформировать нормы правильного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка

познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете

вовлекать в природоохранительную деятельность

формировать навыки исследовательской деятельности

развивать умения и навыки работы с природным материалом

2. Развивающие:

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы

развивать потребность в общении с природой, чувствовать ее красоту

знакомить с миром природы Крыма

развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов

развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в художественной деятельности

3. Воспитательные:

воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.

воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе

воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе

Ожидаемые результаты:

- Систематизация представлений детей о природе;

- Формирование эмоционально-чувственных переживаний, эмоционально-ценностного и деятельностно-практического отношения к природе, обществу, к действительности, а также, сознательного отношения к природе и желания практического участия в улучшении природопользования.

- формирование понимания роли человека в природе, восприятия его как части природы;

- развитие способности и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно-творческой деятельности;

- воспитание экологической культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

1. Выбор и утверждение темы.

2. Определение целей и задач проекта.

3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

4. Проведение диагностики детей.

5. Составление плана реализации проекта.

6. Обеспечение условий для проведения проекта.

Основной этап.

1. Проведение бесед «Мой край родной», «Планета земля в опасности», «Отчего плачет лес», «В природе всё взаимосвязано». «Что мы знаем о природе и её охране»..

2. Использование в НОД решений экологических ситуаций и задач: «Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?», «Почему умирает лес?», «Что нужно сделать для сохранения и приумножения природы?» и т.д.

3. Наблюдение (в том числе, длительные) на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.

4. Трудовые экологические операции (сбор семян цветов, уборка опавшей листвы)

5. Использование экологических пальчиковых игр и физминуток.

6.Просмотр презентаций «Правила поведения в лесу», «Жилища животных».

7. Длительные наблюдения за вишней и осенним кустом.

8. Проведение дидактических экологических игр «С какой ветки детки», «Кто больше назовет животных (растений, птиц)», «Найди отличия»

9. Использование загадок, пословиц о природе; чтение произведений художественной литературы.

10. Акция «Чудо - дерево»

11. Экспериментальная деятельность «Создание фильтра», «Очистим воду», «В какой почве лук вырастет быстрее».

12. Изучение экологических знаков.

13. Драматизация экологической сказки «История в осеннем лесу»

14. Открытый просмотр: НОД «Мы знаем и любим природу».

3. Заключительный этап.

- диагностика уровня сформированности экологической культуры дошкольников на заключительном этапе проекта;

- выявление проблем по организации образовательного процессапо формированию экологической культуры дошкольников.

Формирование развивающей среды.

Создание картотеки «Дидактические игры по экологии»

Создание альбома «Экологические сказки»

Акция «Чудо - дерево»

Работа с родителями.

Выставка «Мой родной Крым»

Изготовление (конструирование из бумаги) перелетных птиц.

Акция «Парад кормушек»

Индивидуальные беседы, советы.

Вывод проекта:

Проект «Мы друзья природы» реализовал поставленные задачи. У детей сформированы элементарные экологические представления, доступные пониманию ребенка, первоначальные умения и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения, для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе, уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Дети видят многообразие значения природы, имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. Дети охотно общаются с живыми объектами, оберегают целостность, привычные условия существования, стремятся предупредить негативные поступки, свои и младших дошкольников. С помощью взрослых вступают в активную защиту живого, пытаются поправить последствия неправильных действий. Дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

Хочу такой сайт

Приложение

Беседы

1. «Земля - наш общий дом»

Цели: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

«Мой край родной»

Цель: ознакомление детей с природой Крыма, воспитание морально-этического отношения к природе родного края.

«Планета Земля в опасности»

Цель:дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух загрязнены; продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы;

«В природе всё взаимосвязано»

Цель:Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.

«Отчего плачет лес»

Цель:Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Видеть и наслаждаться красотой деревьев ; формировать представления о правилах поведения людей в лесу.

«Экология в лесу…»

Цели: расширять представления детей о деревьях, растениях, животных, насекомых. Чтение худ литературы:

Экологические ситуации и задачи:

«Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?»

Цель: использовать метод проблемных ситуаций для формирования у детей знаний и представлений о факторах, которые загрязняют окружающую среду, и мерах для ее улучшения, сохранения экологии.

«Почему умирает лес?»

Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками людей и реакцией объектов природы.

«Что нужно сделать для сохранения и приумножения природы?»

Цель: развивать способность детей рассуждать, делать выводы, анализировать свои поступки и общества по сохранению экологии, закреплять знания о способах охраны окружающей среды.

Наблюдения (в том числе, длительные) на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.

Цель: расширять и уточнять представления детей о природе, знакомить с многообразием родной природы, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями(сезон-растительность-труд людей), показать взаимодействие живой и неживой природы.

Трудовые экологические операции (сбор семян цветов, уборка опавшей листвы)

Цель: Обучать трудовым навыкам, воспитывать бережное отношение к природе, формировать представления о растениях, способах их размножения, сезонных изменениях,желание заботиться о природе.

Использование экологических пальчиковых игр и физминуток.

Цель: развивать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка, развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.

Просмотр презентаций «Правила поведения в лесу», «Жилища животных».

Цель:формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе, развивающая – развивать воображение, активизация и обогащение словаря детей по теме проекта.

Длительные наблюдения за вишней и кустом спиреи.

Цель: развивать у детей способностьприглядываться, подмечать особенности и изменения в растениях, развивать наблюдательность, воображение,способствовать формированию представлений о росте и развитии растений, сезонных изменениях в природе;формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Проведение дидактических экологических игр «С какой ветки детки», «Кто больше назовет животных (растений, птиц)», «Найди отличия»

Цель: уточнять и расширять знания детей о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.

Проведение подвижных игр с экологической тематикой:«Охотники и звери»,«Я знаю…», «Совушка»,«Птицы, рыбы, звери»,«Угадай, что в руке», «Хитрая лиса»

Использование загадок, пословиц о природе.

Цель: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление; закреплять знания детей о природе

Акция «Чудо — дерево»

Цель: продолжать формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе, о роли деревьев в жизни птиц, животных и людей.

Экспериментальная деятельность «Замачивание фасоли и изюма», «Создание фильтра», «Очистим воду», «В какой почве лук вырастет быстрее».

Цель: побуждать детей устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства познавательных действий.

Изучение экологических знаков.

Цель:формировать нормы правильного поведения в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка; формировать умение пользоваться наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде.

Драматизация экологической сказки «История в осеннем лесу»

Цель:воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде у дошкольников через сказку.

Открытый просмотр: НОД «Мы знаем и любим природу».

Цель: активизировать и закреплять энания о животных и растениях, особенностях их жизни, воспитывать гуманное отношение к миру природы.

Чтение произведений художественной литературы:

Т. А. Шорыгина «Познавательные сказки»

Цель:формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитии чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.

Список литературы:

Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

Воронкевич О.А.«Добро пожаловать в экологию».

Копцева Т. «Природа и художник».

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».

Табиев А. «Экологическая азбука для детей».

Шорыгина Т.А. «Экологические сказки для детей», «Стихи и сказки о родной природе».

Энциклопедии серии «Обо всём на свете».

Степанова В.А. «Листок на ладони».

Технология развивающего обучения «Здравствуй мир» - окружающий мир для дошкольников.

Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

Алябьева Е.А.«Сказки о явлениях в неживой и живой природе».

Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».

Ладыгина Т.Б. «Стихи к летним детским праздникам», «Стихи к осенним детским праздникам».

Черняева В.Н. «Экологическая работа в ДОУ».

Николаева С.Н. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Потапова Т.В. «Экологическая культура в семье и детском саду».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 01.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».