☘ Семинар-практикум "Организация проектной деятельности как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста"

01.10.2023

План работы:

1. Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста».

2. Консультация для воспитателей «Проект в детском саду – методика проведения».

3. Брейн-ринг «Знатоки экологии» (для воспитателей).

Брей – ринг «Знатоки экологии»

(для воспитателей)

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Задачи:

1) выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

2) умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3) развивать познавательный интерес у педагогов;

4) воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы все знаете. Что 2017 год в России объявлен Годом экологии. Поэтому тема нашего семинара-практикума, «Повышение экологической компетенции педагогов» очень актуальна. Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни – содержит в себе ещё очень много интересного. Но что мы сами, воспитатели, знаем о природе, что нового и интересного сможем дать нашим детям? Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брей-ринг «Знатоки экологии», который поможет нам выяснить насколько вы компетентны в вопросах экологии. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Итак, начинаем наш брей-ринг.

И сразу первое задание. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Конкурс 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
  3. Наука о животных. (Зоология)
  4. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
  5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  7. Самец кукушки. (Кукух)
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  9. Какую траву любят кошки? (Валериана)
  10. Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

  1. Кого называют настовичками? (Зайчат родившихся весной)
  2. Лесной петух. (Глухарь)
  3. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
  4. Наука о растениях. (Ботаника)
  5. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
  6. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
  7. Пингвин птица или животное? (Птица)
  8. Какое дерево самое толстое на земле? (баобаб)
  9. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
  10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Конкурс № 2. Методический турнир.

1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова? (Само слово «экология» образовано от греческих «экос» - «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста? (Воспитание экологически грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы)

3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для формирования экологической культуры дошкольников. (Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

4. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Уголок природы в группе; участок детского сада, учебно-наглядные пособия.)

5. Какие методы используются для формирования экологической культуры детей? (Наглядные, практические, словесные.)

6. Перечислите наглядные методы, которые используются для формирования экологической культуры детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

7. Перечислите практические методы формирования экологической культуры дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

8. Перечислите словесные методы формирования экологической культуры дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

9. Назовите основной метод, используемый при формировании экологической культуры дошкольников. (Наблюдение.)

10. Назовите виды наблюдений (Кратковременные Длительные Репродуктивные (определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам) Сравнительные наблюдения.)

11. Перечислите формы организации работы с детьми по эформирования экологической культуры (НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

12. Назовите виды экскурсий (природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера)

Конкурс 3. «Ассоциации»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

Конкурс № 4. «Основные принципы экологии»

Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

- всё связано со всем;

- всё куда-нибудь девается;

- всё что-нибудь да стоит;

- природа знает лучше.Хочу такой сайт

Приведите по одному примеру по каждому принципу.

Конкурс № 5. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

1. И. Шишкин «РОЖЬ»;

2. И. Левитан «Весна. Большая вода»;

3. А. Саврасов «Грачи прилетели»;

4. И. Левитан «Март»;

5. И.Грабарь «Февральская лазурь»;

6. Айвазовский И.К. «Девятый вал»

7. И. Грабарь «Зимний пейзаж»;

8. И. Шишкин «Корабельная роща»;

9. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

10.А. Пластов «Первый снег».

Конкурс № 6. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

o Сорока;

o Жираф;

o Волк;

o Индюк;

o Страус;

o Бобёр;

o Белка;

o Сова;

o Тигр;

o Слон;

o Белый медведь;

o Кенгуру

Конкурс № 7. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Конкурс № 8. «Музыкальный марафон»

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

Конкурс № 9. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Конкурс 10. «Это интересно знать» (домашнее задание, команды делятся интересными фактами по экологии Крыма).

Подведение итогов.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 12.02.2024

Дата публикации: 01.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».